В формате 4-х дневного онлайн интенсива с 22 по 25 марта 2022 года проходил образовательный интенсив Pharma’s cool 2022. Организаторами программы являются Фонд " Сколково" и "Открытый университет Сколково" (ОтУС).
Программа направлена на повышение уровня практических знаний в области разработки и вывода на рынок новых лекарственных препаратов, применения инновационных медицинских изделий и программного обеспечения, обмен опытом и профессиональный диалог между лидерами фармацевтической отрасли, разработчиками цифровых решений и участниками программы.
Директор по развитию Webiomed Александр Гусев в своем докладе на сессии: "Здравоохранение 2030. Основные тенденции в здравоохранении в РФ и мире" рассказал про инновации в цифровом здравоохранении и ответил на многочисленные вопросы аудитории.
Цифровые инструменты врача, используемые в современном мире была одной из тем заключительного дня основной программы. На сессии "Современные тренды в здравоохранении. Цифровые инструменты врача" Александр сделал обзор трендов рынка систем поддержки принятия врачебных решений, используемых технологий и принципов встраивания в экосистему цифрового здравоохранения.
Вот некоторые ответы на вопросы аудитории:
- Все ли МО России используют медицинские информационные системы? Или есть ещё учреждения, где используются бумажные карты пациентов?
По официальным данным Минздрава РФ, порядка 90% государственных и муниципальных МО оснащены МИС. Уровень использования везде разный. Где-то это полноценное ведение ЭМК, где-то формальное заполнение минимальной информации и интеграция с федеральными сервисами. Более точных данных, к сожалению, нет.
- Этические проблемы применения ИИ в медицине разрешимы?
АЛЕКСАНДР ГУСЕВ
Этические проблемы и проблемы доверия к ИИ являются сейчас одними из самых главных. Суть этической проблемы в том, что ее нельзя разрешить каким-то единовластным решением или документом, иначе она становится не этической, а нормативной или технической проблемой. Как правило, этические вопросы разрешаются медленно, требуются годы, чтобы пациентское сообщество и профессионалы приняли ту или иную технологию, детально изучили риски и перспективы в целом со временем как-то согласились или нашли компромиссный подход.
- Какой процент российских разработок в цифровой медицине собственного производства, а не заграничного происхождения?
На примере ИИ-рынка - это мизер. Думаю, что по другим секторам рынка - тоже самое. На глобальном ИИ-рынке присутствует почти 3 тыс. стартапов. В России - 30. Аналогичные доли процента мы получаем по размеру привлеченных инвестиций и размеру выручки.
- Прогнозируете ли Вы рост цифрового рынка здравоохранения в России в ближайшие годы?
В текущем году возможен спад. Если геополитическая ситуация будет выравниваться - то возможно через 2-3 года мы выйдем в рост.
- Много ли бывает ошибок при работе с СППВР, сильно ли они критичны?
Бывают и бывают достаточно опасные / досадные. Нужно время чтобы обеспечить высокое качество продуктов.
- Насколько сегодня врачи готовы повсеместно применять в своей практике СППВР? Наблюдается ли какое-то сопротивление именно со стороны врачей? Недоверие?
Сопротивление есть и большое. Недоверие – существенное. Это один из главных вызовов перед разработчиками – завоевать доверие.
- Насколько перспективен переход к виртуальной помощи, при условии, что не все виды помощи может быть осуществлен онлайн?
Очень перспективен почти для любой помощи. Дело в том - что нагрузка на здравоохранение будет только возрастать. Чем эффективнее будет диагностика и лечение - тем дольше будут жить пациенты, даже с опасными и тяжелыми заболеваниями, такими как онкология, сахарный диабет и тд. Ресурсов врачей на всех не хватит. Их уже не хватает. В этой ситуации - единственный выход состоит в том, чтобы освобождать врача от визитов тех пациентов, которых можно безопасно сопровождать без офлайна.
- Может ли поддерживаться достаточный уровень безопасности хранения и передачи информации о здоровье пациента в рамках отечественных цифровых продуктов?
Да, это технический вопрос и вопрос инвестиций в инфраструктуру и безопасность. На самом деле, реальных взломов и массовой утечки медицинских данных у нас немного. На каждую такую угрозу разработчики и операторы информационных систем стараются отвечать. Плюс есть государственный надзор за как минимум государственными информационными системами в сфере здравоохранения, их регулярно проверяют на критические уязвимости и доводят факты нарушений до разработчиков, чтобы те вовремя могли эти “дыры” закрыть.
- Это, конечно, все замечательно. Инновации, рост. А спрос на это предложение будет конкретно в нашей стране? Совсем небольшой процент населения может себе позволить такие технологии, и который в этом действительно заинтересован.
Не все так печально. Многие пациентские сервисы монетизируются не за счет прямой продажи пациенту, а по так называемой b2c2b-схеме, когда разработчику приложения платит не пациент, а например производитель лекарств или медицинская клиника, в которую он обратиться по рекомендации приложения.
Источник: vk.com/openusk