28 января наш коллега Александр Гусев провел вебинар «Что есть что? Искусственный интеллект, нейронные сети, большие данные, системы поддержки принятия решений», который был организован Центром диагностики и телемедицины «Радиологии Москвы».
На вебинар зарегистрировались 496 слушателей.
Александр рассказал о термине «искусственный интеллект (ИИ или AI)», об истории возникновения этого понятия и актуальных направлений развития.
А также затронул тему машинного обучения, рассказал о множестве вариантов, которые широко используются сейчас.
Отдельно в вебинаре был рассмотрен вопрос применения ИИ в сфере здравоохранения: какие задачи стоят перед ИИ для использования в медицине, можно ли применяя технологии машинного обучения выявлять неправильное лечение или предсказывать заболевания, смерть.
По окончании вебинара Александр ответил на вопросы. Слушателей, в частности, интересовало, не приведет ли увеличения использования ИИ к росту ложноположительных диагнозов, когда алгоритмы не обнаруживают патологию, а срабатывают впустую, тратя ресурсы на ничтожные с точки зрения человека-врача подозрения.
Также он сообщил, что эта проблема известна, и выход может быть в адекватном применении нормативного регулирования алгоритмов для медицины. Иными словами, нельзя любую программу, созданную с машинным обучением, допустить на рабочее место врача.
«Эти программы могут как приносить пользу, так и наносить вред за счет «ложных срабатываний». Поэтому они обязательно должны проходить клинические испытания, регистрироваться как медицинские изделия. Не скажу, что здесь все легко и быстро, это длительная (от года) и сложная процедура. Но регуляторы с прошлого года ведут предметную работу с экспертным сообществом для того, чтобы разработать более понятные и прозрачные критерии и тем самым упростить её», — отметил Александр.
Отвечая на вопрос о том, как быстро технологии ИИ смогут проникнуть в сферу здравоохранения РФ, Александр Гусев предположил, что это процесс непростой и длительный. «К примеру, появление электрокардиографии тоже в свое время вызывало разумную настороженность, но сейчас мы не можем без неё представить медицину. Мы только в самом начале пути, а он может занять несколько лет или даже растянуться на десятилетие». Безусловно, сохранится и понятие «врачебной тайны», а ИИ будет иметь дело с обезличенными наборами данных, не вступая в конфликт с требованиями по защите персональных данных ФЗ-152. В первую очередь ИИ будет востребован для выполнения рутинных операций, например, анализа большого потока однотипных изображений, на которые сейчас вынуждены тратить время врачи и медицинский персонал. «По-прежнему останутся востребованными и опыт врача, и его знания, и его участие в судьбе пациента, так что тут ни о какой замене «машинным разумом» речи быть не может», -резюмировал Александр.
Запись вебинара: