Министр здравоохранения В.И. Скворцова 11 ноября 2013 официально утвердила описание структуры и состава полей электронной медицинской карты (ЭМК). Информацию об этом Минздрав в качестве указания по созданию и доработке уже существующих медицинских информационных систем (МИС) направил в регионы своим письмом №18-1/10/2-8443 от 14.11.2013. Файл (прошу прощения за отвратительное качество, но другого добыть к сожалению пока не удалось) прикладываю.
Комментарии:
В целом – попробовать систематизировать структуру ЭМК – задача нужная и, безусловно, полезная. Особенно в контексте персонифицированного учета оказанной медицинской помощи, который сейчас напоминает утопленную Атлантиду – все об этом говорят, термин мелькает то тут, то там - но что это такое, кто должен, что именно и как это собирать, какова структура этой информации – ни на один из этих вопросов нормативной базы нет вообще. Быль и придания.
Надо признать, что документ этот многострадальный, имеющий свою историю «хождения по мукам». Работа над ним началась где-то ближе к осени 2012 г. Изначально предполагалось, что он будет готов к марту 2013 г.: «До конца февраля мы представим на обсуждение унифицированную форму электронной карты - с единым набором полей, едиными требованиями» (http://www.rosminzdrav.ru/health/it/33).
В середине марта 2013 г. глава департамента информатизации уточнил перспективы этого документа: «В прошлом году мы начали подготовку документа, определяющего минимальный набор полей, которые должны быть в ЭМК. За основу была взята карта, разработанная в рамках соответствующего государственного контракта. Сначала проект этого документа был размещен на нашем сайте. Нами были собраны замечания и предложения экспертного сообщества. По результатам - мы доработали документ и разослали его на экспертизу во все ведущие медицинские учреждения страны, а их около 200. Затем собрали предложения, доработали. После этого документ прошел согласование внутри Минздрава. Теперь он направлен членам Экспертного совета по информатизации, чтобы они высказали свои замечания. После этого мы планируем его, при необходимости, скорректировать и утвердить. Вся эта работа необходима и требует времени» (http://www.rosminzdrav.ru/health/it/36).
Летом вопросы по этому проекту (откуда он, зачем и кем разрабатывается и т.д.) действительно обсуждались на Экспертном совете Минздрава, когда выяснилось – что по разным источникам у ряда членов Совета оказались совершенно разные версии этого документа (http://www.youtube.com/watch?v=2eq84E8qn7U&).
19 июля на сайте Минздрава появилась информация: «Вариант структуры сведений электронной медицинской карты, который сейчас одобрен, разрабатывался более года с участием главных внештатных специалистов Минздрава России и ведущих медицинских и научно-исследовательских организаций в сфере здравоохранения, - говорит Роман Сафронов». «По словам заместителя Министра Игоря Каграманяна …..в процессе внедрения может потребоваться корректировка, доработка медицинских информационных систем. Но это не застывшее образование, структура электронной медицинской карты будет постоянно совершенствоваться, появятся необходимые службы информации, новые методы диагностики» (http://www.rosminzdrav.ru/health/it/49) .
В начале сентября в интервью заместителя директора Департамента информационных технологий и связи Романа Сафронова порталу "ИТ в здравоохранении" было сказано: «Мы подготовили документ, который содержит состав сведений электронной медицинской карты. В его основу было включено максимальное число сведений, де-факто используемых в информационных системах медучреждений. К работе над этим документом мы привлекли Росздравнадзор, Федеральное медико-биологическое агентство, всех главных внештатных специалистов по медицинским направлениям, в большинстве своем это руководители крупных федеральных медицинских центров, признанные гуру. Они дали свои предложения, причем очень конструктивные. И мы согласовали перечень полей в ЭМК в интересах всех направлений медицины, охраны здоровья и профилактики. Этот документ находится на утверждении министра. Техническая его реализация может быть любая, но это база всеобъемлющая, что-то добавить в нее сложно» (http://www.rosminzdrav.ru/health/it/53)
Вообщем, работа велась долго и, судя по всему, непросто - но вот теперь, как Феникс, он все таки восстал из пепла и был официально утвержден.
В этом документе первое, что вызывает сожаление, это то, что мы получили утвержденную структуру ЭМК без утверждения базовой терминологии. У нас так и нет официального документа, подписанного Минздравом и раскрывающего определения – так что такое ЭМК, ИЭМК , ПЭМК и т.д. Практика монтажа телеги впереди лошади к сожалению снова имеет место быть. Документ использует термин и определение ЭМК, ссылаясь на устаревший ГОСТ «Электронная история болезни». При этом учтем, что:
1) ГОСТ - это рекомендация, а не руководящий документ. Его можно использовать, а можно и не использовать. Это не приказ Минздрава, который бы имел совершенно иной статус для практического применения.
2) Цитируемый ГОСТ – морально устарел и уже скоро как 2 года – переработан авторами.
Новый вариант этого ГОСТа был разработан еще при сдаче документов «Ростелекомом» по первой очереди ИЭМК (есть на портале ЕГИСЗ), неоднократно обсуждался в рамках работы соответствующей рабочей группы и Экспертного совета, не говоря о различных конференциях и публикациях.
Представляется, что все таки лучше и логичнее было бы вначале утвердить разработанный Борисом Зингерманом и его рабочей группой документ с детально изложенными терминами и определениями, придав им юридически значимый статус в виде Приказа Минздрава, а уже потом, вторым этапом – раскрыть структуру ЭМК, ИЭМК и т.д. Ведь на подходе новые нормативные документы по федеральному сервису ИЭМК, наверно идут работы над федеральным сервисом «личного кабинета» (т.е. ПЭМК) - а это значит, что нормативная база набирается. Крайне важно, чтобы она все таки имела узаконенные базовые термины и определения – чтобы, коль скоро мы говорим о структуре ЭМК – то мы хотя бы понимаем, что такое ЭМК и чем она отличается от других медицинских карт.
Электронная медицинская карта pdf|3,0 МБ