Вчера, 27 мая 2015 г., состоялось, не побоюсь этого слова, знаковое событие: Министерство здравоохранения первый раз в своей истории провело коллегию, целиком посвященную вопросам информатизации медицины. Мероприятие возглавляла Министр здравоохранения В.И. Скворцова. В его работе со стороны федеральных органов власти приняли участие зам. министра здравоохранения Н.А. Хорова, зам. министра связи и массовых коммуникаций О.Б. Пак, председатель ФФОМС Н.Н. Стадченко, руководитель Росздравнадзора М.А. Мурашко, директор департамента информатизации и связи Минздрава Е.Л. Бойко. Со стороны регионов было если не 100%, то подавляющее большинство руководителей, курирующих вопросы информатизации здравоохранения – главы МИАЦ, руководители ОУЗ и т.д. Вообщем, по составу участников это было очень представительное совещание.
В приветственном слове Н.А. Хорова повторила, в целом, уже достаточно хорошо известные слова о том, что информатизации уделяется важное внимание и что на сегодня Минздрав рассматривает информационные технологии – как один из инструментов повышения качества и доступности медицинской помощи, эффективности управления и расхода средств, выделяемых на здравоохранение.
В выступлении Е.Л. Бойко еще раз было пояснено, как именно представляет себе сейчас ЕГИСЗ Минздрав: как систему, развивающуюся в 3 базовых направлениях:
- Повышение эффективности управления на основе информационных сервисов, автоматизации и повышении качества сбора статистики – причем как федерального уровня (на основе, соответственно, федеральных сервисов ЕГИСЗ), так и регионального (для этого в каждом субъекте РФ должна быть создана региональная МИС, получающая в себя необходимые первичные данные из МИС МО)
- Повышение эффективности работы практического звена здравоохранения (врачей, медсестер) путем внедрения МИС медицинской организации и автоматизации работы медицинских работников, включая ведение электронной медицинской карты
- Предоставление и развитие удобных и полезных сервисов для пациентов, таких как запись к врачу через Интернет и т.д., которые должны быть направлены на вовлечение граждан в заботу о собственном здоровье и повышение удобства и доступности медицинской помощи.
Как один из элементов регуляции процессов развития ЕГИСЗ главой департамента была представлена «Дорожная карта», в которой были предусмотрены различие показатели и мероприятия, которые необходимо выполнить всем участникам проекта в период 2015-2018 гг. Все положения Дорожной карты разделяются по сегментам (федеральному и региональным), а также по 4 основным направлениям: нормативно-правовое регулирование, организационные мероприятия, инфраструктурное обеспечение и внедрение прикладных сервисов и компонентов. Было отмечено, что такое разделение предусмотрено именно с целью синхронизации региональных программ информатизации между собой, а также с целью гармонизации: чтобы не получилось так, что в отдельных субъектах работы по ЕГИСЗ шли по одному только виду работ – например, только развитие инфраструктуры или только нормативно-правовая деятельность. Показатели, предусмотренные по каждому направлению работы, будут теперь постоянно мониторироваться департаментом и результаты этого мониторинга планируется отслеживать и сравнивать между собой через «Портал информационного взаимодействия участников ЕГИСЗ» (http://www.gosbook.ru/node/90037). Об этом портале также было сказано несколько слов - что это за система, для чего предназначена и какие возможности предусмотрены на данном этапе. ДИТ предложил регионам активно начинать пользоваться этим инструментом. Также были подведены итоги интеграции региональных сервисов ЕГИС с федеральными системами (ИЭМК, ФЭР).
Далее слово предоставили нам с Т.В. Зарубиной, как представителям Экспертного совета Минздрава. Наша задача была представить в сжатом виде результаты выполнения поручения Министра здравоохранения по разработке «Типовых требований» к медицинским информационным системам, которое она дала после совещания с разработчиками МИС 23 января 2015 г. (http://www.gosbook.ru/node/88924). В итоге Татьяна Васильевна рассказала участникам коллегии о том, как была организована работа, как была создана специальная рабочая группа, какие наработки, уже имевшиеся на тот момент, были использованы и как прошла стадия общественного обсуждения и согласования документа. Далее были коротко обозначены основные разделы документа и наиболее важные акценты, на которые в нем хотелось обратить внимание.
После этого слово предоставили представителям регионов. Было заслушано 8 докладов, в которых рассматривались самые разные аспекты развития региональных сегментов ЕГИСЗ: начиная от нормативно-правовой и подготовительной работы, опыту массового обучения и заканчивая конкретными успешными примерами реализации различных сервисов, например – скорой медицинской помощи (М.И. Дегтерева, Владимирский МИАЦ), сервиса лекарственного обеспечения (Н.В. Пьянова, Новосибирская область), записи к врачу через Интернет (А.Ю. Вафин, Татарстан) и т.д. По ходу выступлений представители Минздрава комментировали их, обращая внимание на какие-то важные нюансы и, нередко, открыто хваля представленные регионы за ту работу и те результаты, которые им удалось достигнуть и призывая остальные субъекты активно использовать этот опыт в своей работе.
Вообще, на этом моменте хотелось бы сделать отступление. То, что Минздрав решил провести (и, как я понял слова В.И. Скворцовой при подведении итогов, явно намерен это продолжать делать и дальше) специальное крупное совещание исключительно по информатизации, куда пригласил все регионы и при этом – организовал все так, что было столько конкретных и практических докладов (само совещание, замечу, заняло без малого 3 часа!!!) – явно не случайно и имеет сразу несколько целей. Во-первых, этим мероприятием регулятор отчетливо дает понять, что информатизация – это такое же важное и контролируемое им направление работы, как и все некоторые другие, такие как, скажем, вопросы эффективности организации, диспансеризация или, например, смертность. Во-вторых, то что были приглашены определенные регионы и им было поручено доложить свои результаты – явно свидетельствует о некой попытке создать конкуренцию между субъектами, вынудить их ставить и достигать конкретные задачи с понятным и проверяем эффектом. Да, на совещании не стали явно упоминать слабые регионы, но мне показалось – намек на то, что и такое на за горами – тоже прозвучал.
Т.е. имеет место классический подход «кнута и пряника». Более того, у меня создалось ощущение, что даже выбранная тематика была не случайной. Создалось ощущение, что доклады сразу по нескольким ключевым направлениям как бы сами за себя свидетельствовали о том, что раз какой-то субъект смог, к примеру, очень эффективно и интересно решить задачу тестирования, обучения и подготовки медицинского персонала к использованию информационных систем – значит и другие это могут. Другими словами, после таких докладов говорить Министру о том, что обучение МИСам – это так трудно, что у нас сплошь одни бабушки в поликлиниках работают и как их вообще можно хоть чему-то обучить – уже было бы не совсем уместно, т.к. тут же последовало бы резонное возражение о том, что почему тогда у кого-то это не просто получилось – а получилось весьма изобретательно и, похоже, добротно? Т.е., другими словами, Министерство как бы намекнуло там – что «Ребята, мы за вами глаз да глаз» и при этом – одним выстрелом еще и второго зайца попыталось зацепить, дав понять – что те базовые сервисы и направления работы, которые в настоящее время требуются в той же «Дорожной карте» - уже успешно реализуются и рассуждения о том, что это нереально или неэффективно – не будут восприниматься всерьез просто по той причине, что выступления руководителей регионов доказывает обратное. Можно конечно на это возразить, что рапортовать о небывалых достижениях – это одно, а иметь их в реальности – это иногда несколько другое. Но и тут мне показалось, что явно сомнительных перегибов с разного рода показателями было не так много, как раньше. Да и Министр, комментируя доклад, дала понять – что если уж совсем все хорошо рассказывать – то мы к вам и приедем на месте все посмотреть и другим показать, как например получилось с действительно интересным сообщением Тюмени об обучающем центре – после которого В.И. Скворцова тут же «взяла быка за рога» и сказала, что неплохо бы следующую коллегию провести там и все самим на месте посмотреть и поделится этим опытом с другими регионами. В такой ситуации 10 раз подумаешь, что говорить и какие результаты показывать – дабы потом не оказаться в глупом положении.
В конце было небольшое выступление главы Росздравнадзора, который обратил внимание на то, что информатизацию нужно проводить не только выполняя какие-то конкретные мероприятия или внедряя определенные системы – но нужно при этом делать это так, чтобы внедряемые сервисы имели реальное использование (а не числились в бумажных отчетах), чтобы модернизация систем проводилась грамотно и осторожно, не обрушивая выстроенные процессы системы здравоохранения. Отдельно было заострено внимание на недопущении волны жалоб и недовольства населения из-за непродуманных или некачественно работающих сервисов – за чем данное ведомство следит и проводит регулярные проверки на местах.
Глава ФФОМС Н.Н. Стадченко напомнила о необходимости завершить к 5 июня работу по регистрации и учету прикрепления населения, т.к. далее эти сведения будут активно использоваться в мониторинге определенных показателей работы системы здравоохранения.
Подводя итоги, В.И. Скворцова еще раз обратила внимание на важность и реальную эффективности информатизации. Одним из таких аспектов она рассмотрела смертность – как ключевой показатель эффективности работы организаторов здравоохранения. Было отмечено, что в стране есть как успешные примеры такой работы, когда регионы добиваются реального снижения показателей смертности, так и увы, их ухудшения, что было отмечено в 7 субъектах РФ. В связи с этим Минздравом планируется введение мониторинга эффективности работы участковых врачей, данные по приписному населению которых как раз собирает ФФОМС. Было рассказано, что планируется теперь постоянно мониторировать по каждому участковому врачу 2 показателя – количество смертей на участке и количество вызовов скорой помощи. Вот для такого рода задач и нужен быстрый и надежный инструмент – современные медицинские информационные системы, которые бы могли осуществлять сбор и мониторинг таких показателей, помогая организаторам здравоохранения отслеживать критические отклонения и вовремя реагировать на них, основывая свои решения на аналитике и достоверных данных из электронных систем.
В конце совещания Министр уточнила у собравшихся – всем ли все было понятно в части представленных «Требований к медицинским информационным системам», а также озвучила ряд поручений:
- Учесть в работе региональных ОУЗ положения документа "Требования к медицинским информационным системам"
- Обеспечить реализацию плана мероприятий, предусмотренных «Дорожной картой» в части развития региональных сегментов ЕГИСЗ
- Учесть опыт Тюменской области в организации процесса обучения медицинского персонала
- Завершить интеграцию региональных сегментов ЕГИСЗ с федеральными сервисам до 1 сентября 2015 г.
- Обеспечить внедрение систем льготного лекарственного обеспечения в субъектах РФ в срок до 1 октября 2015 г.
- Обеспечить внедрение систем диспетчеризации санитарного автотранспорта в срок до 31 декабря 2015 г.