Введение
Одна из важнейших задач полноценной системы поддержки принятия врачебных решений состоит в подборе предположений о наличии у пациента того или иного заболевания на основании списка выявленных симптомов.
Симпто́м (от др.-греч. σύμπτωμα — «случайность, несчастная случайность, приступ болезни») — один из отдельных признаков, частое проявление какого-либо заболевания, патологического состояния или нарушения какого-либо процесса жизнедеятельности .
Симптомы подразделяются на специфические — присущие только одному заболеванию, и неспецифические — сопровождающие целый ряд болезней. Иногда выделяют патогномоничные симптомы — присущие только одному заболеванию, например, наличие кристаллов мочевой кислоты в узелках при подагре.
Совокупность часто встречающихся вместе при нескольких определённых заболеваниях симптомов называется синдромом (при общности их патогенеза), симптоматикой или симптомокомплексом. Например, именно так говорят о «гриппоподобном синдроме» (головная боль, разбитость, повышение температуры и т. д.) при многих инфекциях, о «депрессивном синдроме» при различных психических и соматических заболеваниях и т. д.
Сервис, который на основе списка выявленных у пациента симптомов определяет вероятность того или иного заболевания, принято называть «симптомчекер».
Идея создания информационной системы, которая бы по отмеченным у пациента симптомам сформировала список предполагаемых диагнозов – не нова. В мире очень много реализацией этой идеи, причем некоторые из них запущены уже достаточно давно. Обычно такие решения предназначены для использования пациентами – чтобы те могли отметить свои симптомы и с помощью этого получить список возможных заболеваний и далее сформировать по ним рекомендации, включая маршрутизацию пациента в нужную медицинскую организацию или к нужному специалисту.
В мире симптомчекеры обычно создаются ведущими медицинскими научными центрами (например, Школой медицины Гарвардского университета), разработчиками медицинских информационных систем (например, клиникой Майо), страховыми компаниями и государственными агентствами (например, Национальной службой здравоохранения Великобритании).
Ежегодно к симптомчекерам обращаются сотни миллионов человек во всем мире .
Обратим внимание, что разработки в этой области в целом можно разделить на несколько основных групп:
- Приложения на сайтах для пациентов, которые помогают им самим предположить у себя то или иное заболеваний на основании введенных данных о симптомах или выбрать их из списка или в форме теста. Это самая распространенная форма реализации.
- Мобильные приложения. По сути это тоже самое, но такие приложения могут быть ориентированы уже не только на пациентов, но и на врачей. В этом случае пользователь также может внести в мобильное приложение симптомы и оно поможет ему определить список подозрений на диагноз, при котором могут быть данные симптомы.
- Сервисы для врачей, которые помогают определить предположение о диагнозе на основе симптомов. Такие системы могут быть представлены как самостоятельным продуктом, так и встраиваться в ЭМК/МИС, выступая по сути как система поддержки принятия врачебных решений (СППВР). Это относительно новое направление, ориентированное уже исключительно на профессиональную врачебную аудиторию.
Принцип работы симптомчекера как системы поддержки принятия врачебных решений состоит в следующем:
- Какая-либо информационная система (это может быть МИС или ЭМК, в которой работает врач, телемедицинский сервис, система удаленного мониторинга пациента и тд) определяет список симптомов пациента. Например, она формирует такой список: «температура», «головная боль», «кашель». Ввод признаков может быть реализован как в интерфейсе, так и автоматически путем извлечения признаков из ЭМК пациента, в том числе с применением методов искусственного интеллекта – NLP.
- Список симптомов отправляется на анализ в СППВР.
- Система на основании своей базы знаний формирует предположения о синдромах, а затем – предположения о диагнозе. Результаты либо отправляются назад в МИС, либо выводятся в виде отдельной странички в веб.
Мы проанализировали, какие реализации имеются в мире, в том числе и у нас в России.
Сайты в Интернет
Конечно, самое распространенное – это сайты в Интернет, ориентированные на пациентов.
В нашем Российском сегменте, пожалуй, один из самых популярных это «Карта симптомов», реализованная на портале Mail.ru «Здоровье» - https://health.mail.ru/symptoms/.
Но это не единственный ресурс, их много. Например, аналогичный симптомчекер реализован на портале «Диагноз.ру», https://www.diagnos.ru/. Также есть решение на сайте http://www.med-edu.ru/symptomchecker. Похоже, аналогичная наработка размещена на сайте https://medicina.ua/diagnosdiseases/.
Сервис «Симптом-чекера» представлен в рамках проекта «Доктор рядом», http://symptom-checker.drclinics.ru/. Аналогичный сервис есть на портале MedAboutMe https://medaboutme.ru/zdorove/servisy/proverka-simptomov/.
Вот еще несколько примеров:
Drugs (USA) сервис проверки симптомов Drugs, предназначен для определения по указанным симптомам возможных заболеваний. Сайт: www.drugs.com/symptom-checker/
EarlyDoc (Netherlands) позволяет проанализировать симптомы и получить рекомендации по лечению заболевания. Сайт: www.earlydoc.com/en/
Esagil (USA) предоставляет список вероятных диагнозов (основанный на введенных данных, по совпадению с диагнозом); пользователь может также ввести результаты анализов. Сайт: http://esagil.org
Everyday Health Symptom Checker (USA) средство ежедневного контроля симптомов здоровья, в интерактивном режиме пользователю задаются вопросы, далее система сравнивает поступившую информацию с данными о возможных симптомах заболеваний и выдает результат. Сайт: https://www.everydayhealth.com/symptom-checker/
FamilyDoctor сервис проверки симптомов заболеваний. Пользователь вводит симптомы, затем отвечает на связанные вопросы, далее программа выводит список возможных проблем со здоровьем и рекомендации. Сайт: https://familydoctor.org/your-health-resources/health-tools/symptom-checker/.
Healthline (USA) предназначен для проверки симптомов, чтобы помочь определить возможные причины заболевания и методы лечения. Сайт: www.healthline.com/symptom-checker
Healthy Children (USA) по введенным симптомам заболеваний предлагаются описание возможного заболевания, рекомендации по лечению, советы. Сайт: www.healthychildren.org/English/tips-tools/symptom-checker
Mayo Clinic ( USA) этот инструмент позволяет выбирать различные факторы, связанные с симптомами заболеваний и определить причину болезни. Сайт: https://www.mayoclinic.org/symptom-checker/select-symptom/itt-20009075
MEDoctor (USA) также предназначен для проверки симптомов. Позволяет выявлять любые субъективные признаки заболевания или состояния здоровья. Включает 4200 симптомов и 830 болезней. Сайт: www.medoctor.com/
Symptify (USA) по симптомам определяет возможное заболевание, выводит общие симптомы, характерные для этого заболевание, рекомендуемые лекарственные средства и процедуры. Также есть и мобильные приложения в AppStore и Google Play. Сайт: https://www.symptify.com/
Symcat (USA) калькулятор заболеваний, который использует сотни тысяч записей о пациентах для оценки вероятности заболевания. Сайт: http://www.symcat.com/
WebMD Symptom Checker (USA) определяет возможное состояние пациента, связанное с его симптомами. Сайт: https://symptoms.webmd.com/default.htm#/info
Интересным направлением последнего времени выглядит автоматическое выявление симптопов по голосу пациента. На основании анализа структурных составляющие голоса, таких как высота, тон, ритм, громкость такие решения позволяют получить информацию о различных болезнях - от когнитивного расстройства до сердечного приступа. Например, NeuroLex.co (USA) анализирует речь человека: особенности, интонации, темп, четкость и т.д. Сервис предназначен для диагностики ментальных расстройств (таких как психоз, депрессия), а также болезней Паркинсона и Альцгеймера. Сайт компании: https://www.neurolex.ai/
Мобильные приложения
Отдельное направление развития симптомчекеров – это встраивание в мобильные приложения. Вот несколько примеров:
Ada персонализированный интерактивный чат: задаются простые, актуальные вопросы по симптомам заболеваний, затем ответы сравниваются с тысячами подобных случаев, чтобы определить возможное заболеваний. https://ada.com/
AskMD (USA) мобильное приложение, предназначенное для определения наличия заболеваний по симптомам, а также может помочь найти медицинского специалиста. https://apps.apple.com/us/app/askmd/id739298964
Doctor Diagnose (USA) мобильное приложение для анализа введенных пользователем симптомов, диагностирует некоторые заболевания. https://play.google.com/store/apps/details?id=com.appcolliders.doctordiagnose&hl=ru.
iTriage (USA) предлагает функции навигатора: по симптомам получить полную информацию о возможных заболеваниях , а также об их лечении, найти медицинское учреждения для оказания мед. помощи. Сайт: https://www.apksum.com/app/itriage/com.healthagen.itriage
NHS Symptom Checkers (UK) предназначен для проверки симптомов заболеваний, методов лечения получения консультации. Сайт: https://www.nhs.uk/apps-library/nhs-app/
PD Coach (Бельгия). Это виртуальный помощник (чатбот) на базе технологии искусственного интеллекта, представлен в виде женского аватара, который носит имя April и может коммуницировать с пользователем как голосом, так и с помощью текстового диалога, помогает пациентам с болезнью Паркинсона. https://play.google.com/store/apps/details?id=com.ucb.pdcoach&hl=ru
Steps2Care (USA) мобильное приложение, предназначено для определения признаков заболевания по симптомам. Имеются визуальные изображения, которые помогут определить симптомы (например, сыпь), травмы, а также справочник лекарств с указанием дозировок. https://apkpure.com/steps2care/com.gss.android.Steps2Care
SkinVision (Нидерданды) это приложение, которое позволяет пользователям с помощью камеры смартфона просканировать свое тело для проверки на признаки рака кожи: определяет наличие признаков рака, анализируя пятна на коже и окружающие их ткани тела. Программа может идентифицировать меланому, базальноклеточную карциному и плоскоклеточную карциному. https://www.skinvision.com/
WhenToDoctor - простое медицинское приложение с проверкой симптомов и небольшим словарём болезней. Скачать можно тут: https://play.google.com/store/apps/details?id=com.esmauniversalis.matti.whentodoctorWorld&hl=ru
У нас в стране тоже похоже появятся такие приложения. Например, разработчиками приложения «Ренессанс. Здоровье» анонсирован сервис «Симптомчекер». Авторы хотят сделать функцию, помогающую быстро определить, какой именно специалист нужен. Работает она так: вы отвечаете на несколько вопросов чат-бота, тот анализирует данные и говорит, какой врач может помочь. После записи вся собранная информация автоматически направится врачу, можно будет не тратить время на повторные опросы. Ее введут в 2020 году. https://meduza.io/brand/renessans-strahovanie-vypustila-novoe-prilozhenie-dlya-dms-vot-chto-ono-umeet
И, конечно, симптомчекеры постепенно проникают в меседжеры и социальные сети. Например, есть чат-бот в «Телеграмм» @zdorobot, в котором реализован вариант от проекта health.mail.ru. Есть Medbot в Facebook, ссылка: https://www.facebook.com/botmd/
Сервисы для врачей
В этой группы мы можем отметить несколько продуктов. Во-первых, система Medai (Медаи), сайт http://medai.ru/. Разработчики заявляют, что в их БД более 12 тыс. симптомов, а сама система может с точность 96-99% формировать предположение о наличии того или иного заболевания, а также предлагать план обследования и лечения.
Проект MeDiCase предлагает решение, с помощью которого пациент может обратиться с жалобой и система проведет опрос, отталкиваясь от жалоб пациента, но и учитывая самый широкий спектр возможных острых патологий. Сайт: http://medicase.pro/
Решения семейства xGen помогают в диагностике ряда заболеваний на основе встроенных справочников симптомов (xGen NeuroGen) и помощи в диагностировании синдромов (xGen Syngen). Описание продуктов есть тут: http://www.xgen.ru/soft.htm
О полезности симптомчекеров
Как выяснили исследователи из Гарвардского университета, медицинские сайты, предоставляющие сервис симптомчекера, в среднем пропускают 20% случаев, требующих немедленного обращения за медпомощью . Тем не менее, такие специализированные сайты все же лучше, чем просто самодиагностика по поиску в интернете. Как подчеркивают исследователи, во многих случаях правильная рекомендация по поводу срочности обращения за медпомощью гораздо важнее точного диагноза. Для человека с высокой температурой, головной болью и чувством онемения в шее важнее узнать не то, что у него менингит или энцефалит, а то, что ему нужно немедленно ехать в больницу. Как отметил в этой связи один из авторов работы Атеев Мехротра (Ateev Mehrotra), проверенные учеными симптомчекеры выдали правильную рекомендацию только в 80% случаев, требующих неотложной медицинской помощи. Однако, полагают Мехротра и его коллеги, это не самый плохой результат — другие исследования показали, что свободный поиск в интернете по списку симптомов, говорящих об экстренной ситуации, приводит к получению правильной рекомендации лишь в 64% случаев.
В итоге ученые установили, что идеального симптомчекера не существует, у всех есть свои недостатки и ограничения. Например, те из них, что отличаются точностью диагностики, не блещут в части оценки срочности обращения за медпомощью.