В минувший понедельник 02 марта 2015 г. прошло очередное заседание Экспертного совета по вопросам использования ИКТ в здравоохранении. В этот раз председательствовала Наталья Александровна Хорова – заместитель Министра здравоохранения.
В повестке дня было обсуждение 2-х вопросов по телемедицине, проект «Электронное рабочее место врача», а также обсуждение разработки единых требований к медицинским информационным система.
Большую часть отведенного времени заняли 2 доклада по телемедицины, очень хорошо подготовленных и представленных Андреем Павловичем Столбовым (тема «О номенклатуре телемедицинских услуг») и Борисом Аркадьевичем Кобринским (тема «О положении телемедицинского центра»).
После представления докладов состоялось достаточно интересное обсуждение тех моментов, где предложения докладчиков нашли согласие у большинства, и, в особенности – тех некоторых различий, мнения по которым разделились.
Отмечу, что предыдущее заседание совета (http://avgusev.livejournal.com/40104.html) также было посвящено в основном телемедицине. Тогда, напомню, было сразу несколько докладов по различным аспектам телемедицинских технологий, в результате рассмотрения которых было принято решение направить вопрос на дополнительную проработку в соответствующую рабочую группу Экспертного совета (есть у нас отдельная группа по развитию телемедицины), которая должна была продумать вопрос и внести соответствующие предложения. Как отметила Н.А. Хорова в своем вступительном слове, данное поручение, к сожалению, выполнено не было.
Но тем не менее – по результатам последнего совещания и обсуждения было заметно видно «движение вперед». Во-первых, некоторое время назад АРМИТ провела свое мероприятие, где обсудила еще раз все имеющиеся проблемы и противоречия в вопросах телемедицины, о чем написано в сообщении Станислава Радченко тут: http://www.gosbook.ru/node/88427.
Во-вторых, по результатам обсуждениям на Экспертном совете и проведенного мероприятия АРМИТ, а также, судя по всему, большой внутренней работе – к проблеме подключились А.П. Столбов и Б.А. Кобринский. В итоге были опубликованы определенные, уже систематизированные и представленные на суд читателей, проекты решений о том, так что же понимается под телемедициной и какие нормативно-правовые изменения требуются для этой темы. Этот материал доступен тут: http://www.gosbook.ru/node/89062
Результаты этой комплексной работы в итоге и были представлены на рассмотрение Совета. И «шаг вперед» здесь явный и неоспоримый. Он состоит в том, что наконец-то обсуждение трансформировалось из выслушивания отдельных (хотя и весьма интересных и представительных) мнений и опыта работы в области телемедицины отдельных профессионалов-практиков – в обсуждение единой консолидированной позиции и конкретных предложений и выводов - что нужно сделать в ближайшее время Минздраву, как регулятору отрасли, в части нормативно-правового регулирования этой темы. Споров и различий мнения на последнем заседании было на порядок меньше того, что было ранее. В итоге решением Совета стало формирование рабочей группы из различных представителей, которая видимо оценит представленные предложения и сформирует итоговый проект в виде какого-то документа. Возможно, мы выйдем на некий проект Приказа Минздрава по телемедицине.
Вторым вопросом стало рассмотрение доклада компании «Весттрейд ЛТД» об электронном рабочем месте врача. Тут к сожалению, я должен поделится негативными впечатлениям от услышанного. Коллеги-разработчики представили свой, для меня лично очень специфичный и спорный взгляд, который, если постараться подвести общий итог, свелся к следующему:
- Существующие МИС обладают избыточным для медицинских работников функционалом. Для медработников нужно 10% от той функциональности, которая есть в системах.
- Обычно МИС ориентированы на крупные многопрофильные ЛПУ
- Внедрение МИС требует от нескольких месяцев до нескольких лет тяжелой кропотливой работы
- Все существующие МИС, оказываются, являются внешними по отношению к ЕГИСЗ, системами (т.е. если я правильно понял – МИС – это вообще не часть ЕГИСЗ получается).
Поделившись этими наблюдениями, коллеги в итоге предложили развить созданное ими решение «Электронное рабочее место врача» (http://doctor.rosminzdrav.ru/), которое должно объединять все информационные системы и сервисы и быть тем единственным интерфейсом для медицинского работника, с которым он и должен дальше работать. Причем с этим ПО должны выполнить интеграцию все разработчики МИС, PACS, региональных МИС, ФЭР, ИЭМК и т.д. Т.е., если я все правильно понял, суть идеи такова: «Давайте ка вместо всех этих кривых/косых/не очень умных МИС поставим нашу систему, она замечательная, простая, в ней классный интерфейс, море интеллекта – и будет всем счастье в виду единственно реального полезного инструмента, которому легко учится и легко работать».
Не буду здесь спорит с конкретными тезисами доклада, которые легли в основу сделанного предложения - поделюсь лишь общим впечатлением. Во всем этом хорошо видна очередная попытка воскресить идею с созданием некого единственно правильной и единственно верной системы, которая затем «сверху» должна быть спущена в наши регионы и медицинские организации – и пусть они через это решение дальше и работают. С коммерческой точки зрения – идея безусловно привлекательная. Думаю, нет смысла лукавить – что каждый из нас – разработчиков любых МИС – не отказался бы стать тем «единственным и любимым» разработчиком, которые делает одну систему на всю страну. Если б так было – то не надо «парится» насчет финансирования, поиска заказчиков, нелегкой каждодневной борьбе с конкурентами, региональными ТФОМСсами и т.д. Думаю, любая компания, работающая на рынке информационных технологий в медицине, не отказалась бы от такой нелегкой и праведной «участи».
Во всей этой заманчивой идеи, которая к тому же на заседании Совета была подана еще и под соусом того, что оказывается существующим МИС не хватает интеллектуальности, удобства интерфейса, учета интересов научных исследований и образовательного процесса - есть одно «но». Та компания, которая бы такой проект заполучила – была бы единственным ее сторонником и выгодоприобретателем. Не представляю себе ситуацию, чтобы все остальные участники рынка (другие разработчики), региональные МИАЦ и департаменты здравоохранения, руководители МО да и просто врачи и медсестры, уже имеющие реальные внедрения МИС и вкладывающие множество усилий в их развитие – «плясали» бы от радости такого «подарка» от Минздрава.
Более того, допустим – что это мы, ИТ-шные компании такие ненормальные, что не разделяем бескорыстных подвигов на благо отечественного здравоохранения. Возьмем для сравнения какую-нибудь смежную область. Например – современное медицинское диагностическое оборудование – томографы, ангиографы, ультразвуковые сканеры экспертного класса и т.д. Там ситуация думаю такая же – там тоже оооочень разные интерфейсы, там тоже думаю врачи диагносты не используют все те 100% предусмотренных функций, там также требуется длительное обучение и повышение квалификации, чтобы применять предусмотренные создателями функции. Но если мы в этой сфере предложим такую же идею – «А давайте-ка ребята за счет налогоплательщиков сделаем одно общее рабочее место врача диагноста – а вы все свое медоборудование просто будете с ним интегрировать, но врач с Вашим аппаратами будет работать через нашу программу. Это ведь так здорово – не надо учится разным программам, есть перспектива телемедицины и упрощения в обучении» - какую реакцию мы получим?. Думаю, нет смысла констатировать, что кто-то всерьез стал бы воспринимать такую идею…
Считаю, что такие вещи просто недопустимы. Задача Минздрава (и Совета, как его совещательного органа) состоит в создании равных «правил игры» для всех участников рынка. Минздрав должен быть в первую очередь – регулятором отрасли, его учесть – это анализ ситуации, поиск и устранение проблем путем издания нормативно-правовых актов и регуляции действий регионов, разработчиков, пользователей и т.д. Как только Минздрав или Совет с подачи какой-бы то ни было хорошо завернутой, но в первую очередь, коммерческой идеи – начнет продвигать какие-то отдельно взятые системы, тем более такие – которые претендуют на замену уже существующих решений, тому сектору рынка, который занимается данным вопросом, придет конец. Как только пропадает конкуренция – приходит и конец инвестициями, соперничеству между разработчиками, поиску новых идей и эффективных решений. А это – прямой путь в деградацию. Так нужен ли такой результат тем самым врачам, о которых так хорошо пекутся отдельные энтузиасты?
Только конкуренция между разработчиками, только единые и жесткие «правила игры» в виде конкретных «Требований», критериев эффективности, рекомендаций по выполнению различных мероприятий и т.д. – только такие вещи обеспечат действительно рост удобства, интеллектуальности и реальной полезности любых инструментов, методик и оборудования, применяемых в здравоохранении. И думаю, информационные системы тут не являются исключением. Очень хочется надеется, что это вещи, не требующие пересмотра и постоянного возвращения к таким идеям.
На самом деле, справедливости ради, стоит конечно признать – что коллеги затронули проблему, которая действительно есть. Только конвертация и предложенное решение – неприемлемы. Если есть желание решать проблемы удобства и интерфейсов МИС, взаимодействия с оборудованием и развитие процесса образования – то это есть смысл решать и развивать, в том числе – делая на этом бизнес. Не нужно только пытаться монополизировать рынок через Минздрав, Совет или иные государственные институты.
В конце совещания состоялось выступление Татьяны Васильевны Зарубиной. Она подвела промежуточный итог работы рабочих групп по созданию «Требований к медицинским информационным системам». Как было представлено, сейчас проекты документов находятся на внутренней работе, идет доведение отдельных моментов. Далее предстоит обсуждение проекта документов на Экспертном совете в заочной форме, затем общественное обсуждение. И, если все сложится удачно, то итоговые проекты документов будут представлены на конференции и выставке Medsoft2015, до которой осталось 3 недели.