Общемировые расходы на здравоохранение достигли 8.3 трлн долл. Ожидается, что они будут стабильно расти на 3,9% в год.
Это один из самых больших глобальных рынков. Неудивительно, что крупные технологические гиганты, имеющие беспрецедентный запас свободных денег, активно инвестируют миллиарды долларов в создание различных цифровых продуктов и сервисов для здравоохранения, в т.ч. через M&A.
Это, в свою очередь, является одним из драйверов роста инвестиций в стартапы, исследования и разработки со стороны частных инвесторов и профессиональных фондов.
Свою дорогу в будущее цифрового здравоохранения технологические гиганты прокладывают совершенно по-разному. CB Insights проанализировала этот аспект, вот краткие выводы из их аналитического отчета:
- Apple, имеющая 1,65 млрд. постоянно работающих устройств IPhone и Watch и капитализацию 196 млрд. долл., развивает платформу iOS, чтобы собирать как можно больше показателей здоровья. Корпорация также развивает функцию обмена данными, чтобы пользователи могли делиться медицинской информацией с клиниками и врачами.
- Google с ее 5,5 млрд. поисковых запросов каждый день и капитализацией 157 млрд. долл., запустила поисковый инструмент с камерой, который использует ИИ для диагностики кожных заболеваний. Компания также предложила специализированный инструмент поиска в ЭМК для соответствующих разработчиков, а также программу проверки и отслеживания возврата к работе для работодателей.
- Microsoft с ее 1,5 млрд. пользователей Windows и капитализацией 135 млрд. долл., потратила 19,7 млрд. долл. на приобретение Nuance, лидера в области диалогового ИИ для здравоохранения. Компания также запустила Microsoft Cloud for Healthcare, технологический стек для корпоративных медицинских организаций, который сочетает в себе ИИ, автоматизацию и разработку приложений с низким уровнем кода.
- Amazon с ее 200 млн. пользователей облачных сервисов и капитализацией 90 млрд. долл., запустила сразу несколько ориентированных па пациентов медицинских сервисов: Amazon Care, Amazon Pharmacy и AmazonDx. Компания также представила AWS for Health, пакет, созданный для поддержки усилий по обработке и анализу данных в корпоративных организациях здравоохранения.
- Facebook, имеющая 1,85 млрд. постоянно подключенных пользователей и стоящая 68 млрд долл., запустил в США решение для профилактики здоровья и инструмент поиска поставщиков медицинских услуг, чтобы помочь пользователям своей социальной сети найти доступную медицинскую помощь в своих сообществах. Подразделение Oculus работает с больницами по внедрению инструментов медицинского образования на основе виртуальной реальности.
Детальный анализ стратегии продвижения техногигантов в сфере здравоохранения, выполненный CB Insights, выявил ряд общих подходов и драйверов, на которых базируются технологические корпорации. Все они так или иначе ориентированы на:
Потребительский (2) сектор с целью, фактически, создания для пациентов конкурентной возможности получить услуги в сфере охраны здоровья в обход традиционного обращения в систему здравоохранения.
- Сбор и свободное использование медицинских данных, которыми управляет пациент и может делится этими данными с теми врачами и клиниками, которых он выберет.
- Искусственный интеллект и автоматизацию обработки данных, которые являются основным технологическим инструментом развития.
- Умные носимые устройства, собираемые данные о здоровье пациентов.
- Ценность в виде сдерживания роста расходов на здравоохранение.
Вот, собственной, собирательный образ успешного стартапа в сфере цифрового здравоохранения: цифровой продукт для пациента, ориентированный на сбор данных о здоровье с носимых устройств, обрабатывающий их с помощью искусственного интеллекта и предназначенный для сокращения затрат плательщиков на лечение.
Учитывая, что подавляющее большинство стартапов создаются и привлекают инвестиции для последующей продажи стратегическому партнеру или крупной корпорации, где технологический гигант возможно самый желанный вариант, именно этот собирательный образ похоже является самым популярным. А значит – самым высоко-конкурентным, где бой идет не на жизнь, а на смерть. Где нужно предложить действительно беспрецедентно качественное решение, имеющее большую реальную базу пациентов, использующих такой сервис и при этом безубыточное состояние (крупные M&A сделки в цифровом здравоохранении почти не совершаются на ранних стадиях).
Детали можно подчерпнуть тут: https://www.cbinsights.com/research/report/famga-big-tech-healthcare/