На рынке биотеха произошло поистине знаковое событие - стартап Xaira Therapeutics привлек порядка 1 млрд. долл. инвестиций на внедрение искусственного интеллекта для создания новых лекарств, сделав ставку на сбор уникальной команды мировых экспертов в области инвестиций и научных исследований.
Фармацевтический рынок является одним из крупнейших мировых рынков со стабильным ростом спроса и огромной конкуренцией. По итогам 2023 г. его оценка составляет порядка 1,6 трлн. долл.
Ключевой проблемой рынка является большая вероятность неудачи при разработке новых препаратов. Считается, что лишь 10-11% новых молекул успешно проходят испытания на людях и в итоге получают одобрение регуляторов на выпуск лекарства на рынок. Остальные 90% составляют неудачные инвестиции, которые просто списываются как неизбежные расходы. Причем стоимость разработки нового препарата неуклонно растет. В среднем затраты на разработку инновационного лекарственного препарата в мире составляет от 802 млн. $ для малых молекул до 1,318 млрд. $ для биопрепаратов.
Вот уже несколько лет технологические компании прорабатывают идею о том, что применение искусственного интеллекта может помочь в сокращении неудачных разработок с одновременным ускорением исследовательского цикла. Для этого различные модели машинного обучения могут подбирать и предсказывать структуры сложных молекул, находить новые цели для них и, фактически, проводить все эксперименты в памяти модели, а не в виде реальных лабораторных тестов.
На данный момент назвать такую идею безусловно успешной – пока нельзя. Ранее различные инвесторы уже вложили сотни миллионов долларов в аналогичные стартапы, но пока из этого мало что получилось. Некоторые ученые по-прежнему глубоко скептически относятся к тому, что так называемая генерация антител de novo — использование компьютеров для разработки совершенно новых белков — достаточно зрела для производства лекарств.
Однако компания Xaira Therapeutics объявила о том, что именно она добьется успеха в коммерциализации этой идеи. Основной актив Xaira – 2 модели машинного обучения RFdiffusion и RFantibody, которые могут применяться для создания новых молекул для борьбы с вирусными инфекциями или онкологическими заболеваниями.
Фаундерами компании являются 2 известных венчурных инвестора из области биотехнологий - Боб Нельсен из ARCH Venture Partners и Вик Баджа из Foresite Labs. Инвесторами выступила группа крупнейших профессиональных инвест.фондов: F-Prime Capital, NEA, Sequoia Capital, Lux Capital, Lightspeed Venture Partners, Menlo Ventures, Two Sigma Ventures и SV Angel.
В качестве генерального директора к проекту присоединился Марк Тессье-Лавин, бывший президент Стэнфордского университета и главный научный сотрудник Genentech. Также в члены совета директоров удалось привлечь экс главу FDA Скотта Готтлиба, известного эксперта из Стэнфорда и лауреата Нобелевской премии Кэролин Бертоцци, а также экс-CEO Johnson & Johnson Алекса Горски. Штат компании насчитывает 50 человек.
Привлеченные инвестиции и звезды из мира биотеха мгновенно сделали компанию одним из сильнейших мировых игроков на быстро меняющемся фармацевтическом рынке, поставив ее в один ряд с такими гигантами, как Alphabet's Isomorphic Labs и Flagship Pioneering's Generate:Biomedicines. Эти компании также продвигают собственные модели машинного обучения, которые могут помочь в создании трехмерных структур белков и поиска новых молекул.
В этой новости на самом деле примечательно не то, как планируется использование ИИ и не то, что стартап привлек колоссальный объем инвестиций. Тут интерес рецепт как такое рекордное инвестирование удалось получить. Фактически, этот рецепт состоит из 4 ингредиентов:
- Рынок, для которого создается инновация – должен быть огромным. Отметим, что таких рынков не так уж и много – и все это связано с базовыми потребностями человека: еда, вода, энергия, лекарства и т.д.
- Проблема, на решение которой направлена инновация – должна быть финансовой. Никакой чепухи типа улучшение качества и доступности, геймификации или доступа пациента к своим данным. Деньги притягивают деньги.
- Способ решения проблемы – радикальный. Те самые разрушительные инновации (disrupt) и самая настоящая цифровая трансформация. Все что связано с небольшими улучшениями эффективности – мертвому припарка.
- Команда проекта должна включать мировых звезд – каждую в своей сфере. Ни трекшены, ни гарантированная выручка с доведенными до нуля рисками инвесторов, ни зрелый продукт и все остальное что обычно требуется показать в инвест-презентации для того, чтобы поднять крупный раунд. В большой игре лишь люди и их качество будут главным мерилом.
Фактически, этот кейс говорит следующее: хотите собрать рекордный объем инвестиций и стать лидером огромного будущего рынка? Тогда вы должны сосредоточится на том, чтобы собрать уникальную команду экспертов – вот главная задача фаундера.
В случае с Xaira Therapeutics эта команда включала:
- Самых матерых профессиональных инвесторов со своего рынка с топовыми компетенциями, очевидно уже на собственном опыте провалов и побед понявшими, по каким законам эти рынки создаются и живут.
- Самого крутого генерального директора, который на практике доказал свои способности усадить в одну компанию и объединить всех этих неординарных людей с ооочень разными и одинаково-крутыми экспертизами и сделать из них организацию №1 в своей сфере.
- Топовых ученых, имеющих ведущую мировую экспертизу по предметной области и научным исследованиям и артефакты своей экспертизы, но не в виде громких кресел, а в виде объективных побед – типа Нобелевской премии.
- Бывших топ-менеджеров регулятора с сильным лоббистким ресурсом и связями,
Иными словами, ключевая ценность стартапа, достойная получить 1 млрд. долл. на реализацию своей мечты – это экспертиза, опыт и личные бренды в качестве топовых специалистов. Ни идея (которая ничего не стоит), ни ML-технологии (которые у всех одинаковые и моментально протухают), ни данные (вообще ни на что не влияет) и даже не выручка (которая вообще отсутствуют). Рецепт рекордного инвеста - люди и их компетенции. Именно между тем, каков уровень этих компетенций – и состоит самая главная корреляция со стоимостью как минимум инвестированного транша, а в конечном итоге – если у компании все сложится удачно – то и позиции на рынке и финансовом результате.