За последнее время вышло несколько нормативных документов, направленных на постепенное ужесточение требований к переходу на отечественное программное обеспечение. Эти изменения, на наш взгляд, вынуждают разработчиков и заказчиков медицинских информационных систем осуществить серьезную модернизацию продуктов, вплоть до замены применяемых решений на более современные аналоги. Рассмотрим эти требования подробнее.
Обзор нормативных актов по импортозамещению
Во-первых, Министерство цифрового развития издало приказ №335 от 04.07.2018 «Об утверждении методических рекомендаций по переходу органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований Российской Федерации на использование отечественного офисного программного обеспечения, в том числе ранее закупленного офисного программного обеспечения». Документ доступен по адресу http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2018/07/metodicheskie-rekomendatsii-regionyi-190618-iyun.pdf.
Во-вторых, Министерство здравоохранения опубликовало приказ №911н от 24.12.2018 «Об утверждении Требований к государственным информационным системам в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинским информационным системам медицинских организаций и информационным системам фармацевтических организаций», анализ которого доступен по адресу http://www.kmis.ru/blog/o-trebovaniiakh-k-meditsinskim-informatsionnym-sistemam
Оба этих нормативных акта имеют отсылку к Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», которое за последние 3 года постоянно расширялось и дополнялось. Актуальная версия документа доступна тут: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102382688
Отличие между приказами Минздрава и Минкомсвязи состоит в том, что Приказ Минкомсвязи №335 касается только региональных органов исполнительной власти и имеет для них рекомендательный характер. В отличие от него, Приказ Минздрава касается все информационных систем в сфере здравоохранения, а это значит, что его нормы касаются любого оператора таких систем, будь то региональный ОУЗ, медицинская или фармацевтическая организация государственной или муниципальной формы собственности. П. 9 этого приказа Минздрава №911н однозначно требует соблюдение норм Постановления Правительства №1236, причем не только касаемо ПО, но и аппаратного обеспечения:
«Программно-технические средства информационных систем [в сфере здравоохранения] должны .... соответствовать требованиям, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Нужно ли учитывать дополнительные тебования Постановления №325?
К сожалению, нормативное регулирование в части перехода на отечественное ПО за время своего существования постоянно менялось, дополнялось и уточнялось и это привело к ряду противоречий и сложностей. Один из самых спорных вопросов состоит в следующем: следует ли разработчикам и пользователям информационных систем в сфере здравоохранения соблюдать только действующий текст Постановления №1236 или ему необходимо учитывать положения Постановления Правительства Российской Федерации от 23.03.2017 г. № 325 «Об утверждении дополнительных требований к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, и внесении изменений в Правила формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных» (далее – «Дополнительные требования»)? Документ доступен тут http://government.ru/docs/all/110847/.
Проблема возникает из-за того, что п.2 Постановления №325 говорит о том, что его требования необходимо учитывать "федеральным органам исполнительной власти и государственным внебюджетным фондам". Некоторые разработчики утверждают, что раз в этом пункте не указаны региональные ОИВ и их подведомственные организации - то значит этот НПА касается только федеральных сервисов и информационных систем, например ЕГИСЗ и не касается решений, применяемых в субъектах. Пункт II относится к офисному ПО, а МИС и ГИС СЗ не являются офисным ПО и поэтому требования 325-го постановления соблюдать не надо.
Мы считаем эти выводы ошибочным в силу следующих доводов:
- Согласно п. 1 Постановления №325 его дополнительные требования относятся к "... к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения". Таким образом, Постановление 1236 ограничивает закупки ПО и услуг по нему только теми решениями, что есть в "Реестре", а Постановление 325 накладывает ряд пусть дополнительных, но все также обязательных требований к этому ПО.
- Согласно п. III .2 Постановления №325 к офисному ПО относятся "...программное обеспечение системы электронного документооборота", к которому судя по требованиям Приказа Минздрава №911 можно смело относить МИС МО и ГИС СЗ.
- Наконец, следует внимательно прочитать п. 30 Постановления 1236, согласно которому Минцифра обязана не реже одно раза в год проверять присутствующее ПО в "..реестре российского программного обеспечения, на предмет соответствия требованиям, установленным ... дополнительным требованиям...., утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2017 г. № 325". Таким образом, текст Постановления №1236 явно подтверждает - что размещенное в "Реестре" ПО должно соответствовать всем требованиям, включая Постановление №325.
Таким образом, мы приходим к заключению, что «Дополнительные требования», предусмотренные Постановлением Правительства №325, необходимо соблюдать в обязательном порядке точно также, как и требования Постановления №1236.
Каких организаций касаются требования импортозамещения?
Теперь уточнимся – каких именно организаций касаются требования о применении отечественного ПО? Приказ Минкомсвязи №335 разработан для помощи органам исполнительной власти (ОИВ) субъектов РФ и органам местного самоуправления (муниципалитетам). Региональные комитеты, департаменты и министерства здравоохранения, являющиеся непосредственными кураторами и организаторам информатизации здравоохранения, напрямую к ним относятся. Таким образом, если какой-то ОИВ субъекта РФ использует медицинское ПО - он должен предусмотреть мероприятия по его импортозамещению.
Приказом Минздрава предусмотрено, что требования касаются государственных и муниципальных операторов медицинских и фармацевтических информационных систем – т.е. медицинских и фармацевтических организаций.
Поэтому мы трактуем законодательство следующим образом: требование перехода на отечественное ПО касаются не только органов управления здравоохранением, но и их подведомственных учреждений – включая медицинские и фармацевтические организации, МИАЦы и т.д.
Каких информационных систем это касается?
Далее уточним, каких именно программных продуктов касаются эти требования? С МИС МО и информационными системами фармацевтических организаций (ИС ФО) все понятно – это как правило единые продукты и поэтому если государственный заказчик применяет МИС МО или ИС ФО – то ему необходимо обеспечить соблюдение требований в целом на весь такой продукт.
С государственными информационными системам в сфере здравоохранения (ГИС СЗ) все несколько сложнее. Дело в том, что в настоящее время редко где региональная ГИС СЗ представлена одним единственным продуктом. Чаще всего имеется ситуация, когда применяется стек интегрированных между собой отдельных решений, каждое из которых является компонентом (подсистемой) ГИС СЗ. Бывает даже, что применяемые в регионе решения поставлены разными разработчиками. Поэтому необходимо уточнить, а какие именно продукты являются частью ГИС СЗ? Для этого проанализируем требования приказа Минздрава №911н, согласно которому к ГИС СЗ относятся следующие решения:
- Сервис ведение нормативно-справочной информации
- Электронная регистратура
- Система скорой и неотложной медицинской помощи
- Телемедицинская система
- Система учета медико-демографических показателей (рождаемость, смертность)
- Система учета ресурсов здравоохранения (паспорт МО, регистр медработников)
- Нозологические регистры
- Система лекарственного обеспечения
- Интегрированная электронная медицинская карта
- Региональная информационно-аналитическая система
- База данных стандартов лечения
- Система профилактических осмотров населения
- Система иммунопрофилактики
- Лабораторная информационная система (ЛИС)
- Региональная система хранения медицинских изображений (центральный архив медицинских изображений)
- Система мониторинга родовспоможения, мониторинг беременных
Итоговые требования к МИС в части импортозамещения
Таким образом, если субъект РФ применяет МИС МО, ИС ФО или какую-то из вышеперечисленных региональных информационных систем (назовем их все одним общим термином «МИС») – то ОУЗ и его подведомственным организациям необходимо обеспечить, чтобы применяемое ПО соответствовало следующим требованиям:
- Решение должно быть отечественным программным обеспечением
- Решение должно соответствовать «дополнительным требованиям к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.03.2017 № 325»
- Если продукт используется по модели облачных технологий – то рекомендуется использовать для этого инфраструктуру электронного правительства, но по решению субъекта РФ может применятся и иная внешняя инфраструктура.
Изучив внимательно существующие нормативные документы по поддержке отечественного программного обеспечения, мы составили итоговый список требований к МИС, которым они должны соответствовать:
- Сведения о решении должны быть размещены в «Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных», https://reestr.minsvyaz.ru/
- Система должна обеспечивать работу пользователей на ПК и терминалах (тонких клиентах)
- Если в системе используется идентификации и аутентификации пользователей, то она должна обеспечиваться в том числе с помощью ЕСИА.
- Интерфейс должен быть на русском языке.
- Система не должна требовать установки дополнительного ПО и шрифтов, имеющих ограничения на его свободное распространение на территории РФ.
- Обновление системы должно осуществляться только после подтверждения со стороны пользователя.
- Если доступ к системе осуществляется через браузер, то должна быть обеспечена возможность применения не менее 3 браузеров разных производителей, сведения хотя бы об одном из которых включены в единый реестр российского ПО.
- Клиентская часть системы должна работать под управлением не менее 2 различных ОС, включенных в единый реестр российского ПО, а также под управлением сертифицированных версий Microsoft Windows версии 7 и выше.
- Серверная часть системы должна работать под управлением не менее 2 различных ОС, включенных в единый реестр российского ПО, а также под управлением сертифицированных версий Microsoft Windows Server версии 2008 и выше.
- Мобильная часть системы должна работать под управлением мобильной операционной системы, сведения о которой включены в единый реестр российского ПО или временно, до конца 2018 г. (на основании Постановления Правительства РФ от 07.03.2018 г. N 234) операционных систем Android или iOS.
- В системе должны быть реализованы и задокументированы программные интерфейсы (API) для интеграции с другими системами.
- В случае, если система должна поддерживать импорт/экспорт данных, то должна быть обеспечена поддержка следующих форматов:
o Open Document Format (ГОСТ Р ИСО/МЭК 26300-2010);
o Office Open XML (OOXML, DOCX, XLSX, PPTX, проект ISO/IEC IS 29500:2008);
o PDF/A-1, соответствующий стандарту ISO 19005-1:2005 "Управление документацией. Формат файлов электронных документов для долгосрочного сохранения. Часть I: Использование формата PDF 1.4 (PDF/A-1)" (Document management - Electronic document file format for long-term preservation - Part I: Use of PDF 1.4 (PDF/A-1) в соответствии с законодательством РФ;
o распространенные файлы обмена аудио- и видеоинформацией, электронными текстовыми документами (например, bmp, jpg, jpeg, png, gif, tif, tiff, rtf, txt, zip, avi, mpeg, mp3)
- Документация, поставляемая с системой, должна содержать материалы в электронной форме на русском языке, в том числе:
o руководство пользователя;
o руководство по установке;
o руководство по администрированию;
o системные требования;
o информацию о новой версии программного обеспечения.
Кроме этого, разработчик программного продукта должен соблюдать ряд дополнительных требований при оказании услуг технической поддержки:
- Информационная поддержка пользователей должна осуществляться всей территории РФ без ограничений.
- Сопровождение пользователей обеспечивается по телефону и электронной почте на русском языке в круглосуточном режиме
- Контактная и иная информация должна быть доступна на официальном сайте компании-производителя.
Требования к применяемым операционным системам
На наш взгляд, самыми серьезными являются требования по поддержке не менее 2 операционных систем, включенных в реестр российского ПО.
Программ, относящихся к классу «Операционные системы», в реестре российского ПО достаточно большое количество (в настоящее время более 40), но реально применимы не все из них. Например, можно сразу исключить специализированные решения, такие как ОС для систем хранения данных и т.д. Проанализировав состояние реестра на август 2018 г., мы составили список из 10 ОС, представленный в таблице ниже.
№ | Наименование | № в реестре | Сайт разработчика | Комментарии |
1 | Альт Линукс СПТ | 9 | http://sptlinux.ru/ | Сертифицированный унифицированный дистрибутив |
2 | Операционная система специального назначения «Astra Linux Special Edition» | 369 | http://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/ | Сертифицированный унифицированный дистрибутив |
3 | Альт Рабочая станция | 1292 | https://www.basealt.ru/products/alt-workstation/ | Настольная ОС |
4 | Альт Сервер | 1541 | https://www.basealt.ru/products/alt-server/ | Серверная ОС |
5 | Sailfish Mobile OS RUS | 1543 | http://omprussia.ru/ | Мобильная ОС |
6 | Общее программное обеспечение «Эльбрус» | 3199 | http://www.mcst.ru/opo | Комплекс ПО для аппаратной платформы Эльбрус |
7 | AlterOS | 3801 | https://alter-os.ru/ | Унифицированный дистрибутив |
8 | Операционная система Альт 8 СП | 3405 | http://altsp.su/ | Сертифицированный унифицированный дистрибутив |
9 | Операционная система "ОСь" | 4423 | https://os-rt.ru/ | Унифицированный дистрибутив |
10 | Операционная система общего назначения «Astra Linux Common Edition» | 4433 | http://astralinux.ru/products/astra-linux-common-edition/ | Унифицированный дистрибутив |
В реестре есть еще ряд ОС, которые потенциально применимы для МИС, но они либо по каким-то характеристикам уступают ОС из приведенного выше списка, либо их поддержка в настоящее время не оправдана по различным причинам.
Особенности применения серверов и служб
Серверная часть любой современной информационной системы для здравоохранения – это, как правило, не просто отдельная программа, а целый комплекс ПО, в котором используются готовые промышленные решения разных разработчиков. Любая МИС немыслима без использования СУБД, а веб-система еще и без веб-сервера и сервера приложений. Также в системе могут использоваться другие виды ПО: серверы обмена сообщениями, кеш-серверы, почтовые службы и т.д.
Как правило разработчик МИС не пишет полностью всю систему с нуля, а реализует только необходимый прикладной функционал, максимально задействовав имеющиеся возможности стороннего ПО. Поэтому требование «Серверная часть системы должна работать под управлением не менее 2 различных ОС, включенных в единый реестр российского ПО, а также под управлением сертифицированных версий Microsoft Windows Server версии 2008 и выше» следует трактовать как для программ МИС, так и для используемых ею серверов и дополнительных приложений.
В этом случае соблюдать требования регуляторов возможно двумя способами:
- Использовать стороннее ПО как встраиваемый компонент МИС. При наличии технической и юридической возможности допустимо использовать стороннее ПО как библиотеку или встраиваемый программный модуль в составе МИС. Если лицензия стороннего ПО не препятствует его применению таким образом, то саму программу можно не устанавливать отдельно, а просто встроить в дистрибутив МИС. В этом случае стороння программа перестает считаться как самостоятельный продукт. К сожалению, этот способ применим весьма редко.
- Использовать стороннее ПО из комплекта поставки отечественной операционной системы. Если операционная система размещена в реестре российского ПО и содержит в дистрибутиве или собственном репозитории какие-то дополнительные приложения и службы, то разработчик МИС может использовать их в работе системы. Нередко в состав таких программ входит СУБД, веб-сервер, почтовая система, сервер приложений и т.д. В этом случае, если разработчик МИС использует эти компоненты, то с юридической точки зрения это считается как использование части российской ОС.
Здесь нужно учесть следующие нюансы. Во-первых, требование работы «под управлением сертифицированных версий Microsoft Windows Server версии 2008 и выше» выполняется, даже если используется программа из состава российской ОС, которые как правило принадлежат к семейству Linux. Т.к. в нормативных требованиях явно сказано, что «для обеспечения функционирования … программного обеспечения под управлением операционных систем для серверного оборудования могут быть использованы средства виртуализации», то для запуска программы из дистрибутива российской ОС на Microsoft Windows Server придется установить данную ОС в виде виртуальной машины, используя идущий в составе ОС семейства Microsoft Windows Server гипервизор Hyper-V.
Во-вторых, использование программы как компонента ОС накладывает следующее ограничение: нельзя установить, обновить или переустановить программу, используя неофициальные репозитории ОС или другие дистрибутивы ОС, даже если они также числятся в реестре российского ПО. Кроме этого, нельзя применять сборку ПО из исходных кодов, если исходный код не поставляется вместе с дистрибутивом ОС.
Таким образом, для того, чтобы определить, какие серверные компоненты и службы можно использовать в работе МИС, мы проанализировали не только продукты, самостоятельно размещенные в реестре, но и продукты, включенные в состав дистрибутивов и репозиториев операционных систем, размещенных в реестре.
Перечень допустимых для применения СУБД
С точки зрения систем управления базами данных (СУБД) и соответствия требованиям по переходу на отечественное ПО, МИС может использовать один из следующих продуктов, представленных в реестре и соответствующих требованиям:
№ | Наименование | № в реестре | Сайт разработчика | Комментарии |
1 | Система управления базами данных «Ред База Данных» | 1 | http://reddatabase.ru/ | Реляционная СУБД |
2 | СУБД Postgres Pro | 104 | https://postgrespro.ru/ | Реляционная СУБД |
3 | СУБД PostgreSQL 9.2-10 | - | https://www.postgresql.org/ | Реляционная СУБД, входящая в состав ОС: Альт Линукс, Астра Линукс, Ось |
4 | Реляционная система управления базами данных ЛИНТЕР БАСТИОН (РСУБД ЛИНТЕР БАСТИОН, RDBMS Linter Bastion) | 105 | https://www.linter.ru/ru/ | Сертифицированная реляционная СУБД |
5 | Реляционная система управления базами данных ЛИНТЕР версия 6.0 (РСУБД ЛИНТЕР версия 6.0, RDBMS Linter SQL 6.0) | 116 | https://www.linter.ru/ru/ | Реляционная СУБД |
6 | Реляционная система управления базами данных ЛИНТЕР версия 6.1 (РСУБД ЛИНТЕР версия 6.1, RDBMS Linter SQL 6.1) | 117 | https://www.linter.ru/ru/ | Реляционная СУБД |
7 | Реляционная система управления базами данных ЛИНТЕР СТАНДАРТ (РСУБД ЛИНТЕР СТАНДАРТ, RDBMS Linter Standard) | 3894 | https://www.linter.ru/ru/ | Реляционная СУБД |
8 | СУБД MariaDB 10.1 | - | https://mariadb.org/ | Реляционная СУБД, входящая в состав ОС: Альт Линукс и Астра Линукс |
По нашей информации, многие из применяемых сейчас медицинских информационных систем, включая популярные и лидирующие на рынке решения, используют СУБД иностранного производства, например Microsoft SQL Server или Oracle Database, что автоматически делает их несоответствующими законодательным требованиям.
Перечень допустимых для применения серверов
Посмотрев на составленные выше списки программ, можно отметить, что в отношении ОС и СУБД ситуация достаточно хорошая: есть из чего выбрать, есть продукты, которые долго присутствуют на рынке и продолжают развиваться, имеется взаимная поддержка со стороны ОС и прикладного ПО. В отношении остального серверного ПО, такого как серверы приложений и веб-серверы, ситуация сложнее, т.к. ПО данных классов практически в реестре не представлено. Разработчику МИС придется использовать такое общесистемное ПО из состава дистрибутивов ОС, представленных в реестре.
№ | Наименование | Сайт разработчика | Комментарии |
1 | Apache | https://httpd.apache.org/ | Штатный веб-сервер из всех серверных редакций ОС |
2 | nginx | http://nginx.org/ | Веб-сервер, включен в состав Альт Линукс, Ось |
3 | Lighttpd | http://www.lighttpd.net/ | Веб-сервер, есть в Альт Линукс и Астра Линукс |
4 | Apache Tomcat 8 со средой исполнения OpenJDK 1.8 | http://tomcat.apache.org/ | Сервер приложений, есть в составе Альт Линукс и Астра Линукс |
5 | Python 3 | https://www.python.org/ | Интерпретатор, имеющийся в составе Альт Линукс и Астра Линукс |
6 | Redis | https://redis.io/ | Сервер смарт-кеша, есть в составе Альт Линукс и Астра Линукс |
Перечень поддерживаемых браузеров
Для пользовательской (клиентской части) в современных ИС, как правило, используется только веб-браузер. В реестре российского ПО в настоящее время 2 программных продукта, относящихся к браузерам. Кроме этого, практически во настольных ОС (или в настольных редакциях ОС) в качестве браузера используется Firefox. В Альт Линукс и Астра Линукс в репозиториях также присутствует браузер Chromium.
№ | Наименование | Сайт разработчика | Комментарии |
1 | Спутник | https://browser.sputnik.ru/ | Браузер в «Реестре», №779 |
2 | Яндекс.Браузер | https://yandex.ru/support/browser/ | Браузер в «Реестре», №3722 |
3 | Firefox | https://www.mozilla.org/ru/firefox/ | Есть в ОС |
4 | Chromium | https://www.chromium.org/Home | Есть в Альт Линукс и Астра Линукс |
Учитывая требования к браузерам, разработчик МИС должен обязательно обеспечить работу клиентской части в браузере Спутник, т.к. только он «работает под управлением не менее 2 различных ОС, включенных в единый реестр российского ПО, а также под управлением сертифицированных версий Microsoft Windows версии 7 и выше», а именно Альт Линукс и Astra Linux. Соответственно, если МИС является веб-приложением, то для обеспечения требований законодательства в части поддержки отечественного ПО необходимо в обязательном порядке протестировать и убедится, что система корректно работает в браузере «Спутник».
Отдельно следует сказать про браузеры идущие в составе ОС семейства Microsoft Windows: Microsoft Internet Explorer, а также пришедший ему на смену браузер Microsoft Edge. Ожидается, что использование «сертифицированных версии Microsoft Windows версии 7 и выше», а также обычных версий Microsoft Windows будет только в рамках некоторого переходного периода, пока не произойдет полное импортозамещение на отечественные ОС. Соответственно после этого поддержка браузеров от компании Microsoft станет попросту не нужной. Поэтому для новых разрабатываемых МИС МО и ГИС СЗ включение поддержки браузеров Microsoft Internet Explorer и Microsoft Edge можно считать не обязательной и даже нецелесообразной при наличии альтернативного ПО. Но, с одним важным уточнением. Требования к ПО относятся к «закрытой» клиентской части (например, рабочий компьютер врача в МО), но у некоторых решений, таких как «Электронная регистратура» или «Телемедицинская система» есть еще публичная клиентская часть (любой компьютер, подключенный к сети Интернет). Если для рабочего места сотрудника МО можно действительно ограничиться поддержкой ограниченного набора браузеров в соответствии с требованиями, то, например, для сайта электронной регистратуры наоборот нужно обеспечить поддержку как можно большего количества популярных браузеров, включая Internet Explorer разных версий, чтобы услугами сервиса могло воспользоваться большее количество людей, независимо от того, каким ПО и оборудованием они пользуются.
Особенности поддержки электронной подписи
Обратим внимание еще на один важный нюанс. Согласно прорабатываемому в настоящее время федеральному проекту «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе ЕГИСЗ», в ближайшее время развитие МИС МО и ГИС СЗ должно обеспечить переход на юридически значимый электронный документооборот. В частности, проектом предусмотрено, что «Решение поставленных задач в рамках федерального проекта будет осуществляться посредством внедрения и развития медицинских информационных систем в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения субъектов Российской Федерации и государственных информационных систем в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, создания механизмов юридически значимого электронного медицинского документооборота между медицинскими организациями, органами управления здравоохранением, а также при межведомственном взаимодействии».
Ключевой технологий обеспечения юридической значимости электронного документооборота является использование квалифицированной электронной подписи. Для того, чтобы реализовать эту поддержку, при выборе клиентской ОС должно корректно работать соответствующее специальное программное обеспечение для работы с электронными подписями (средства электронной подписи). Например, одно из популярных средств ЭП Крипто Про CSP 4.0 работает на следующих ОС из реестра (https://www.cryptopro.ru/products/csp/compare):
- ОС семейства Альт Линукс https://www.basealt.ru/
- ОС семейства Astra Linux http://astralinux.ru/
- Ось https://os-rt.ru/
Сама программа ЭП Крипто Про CSP 4.0 естественно также присутствует в реестре отечественного ПО и полностью соответствует требованиям в части импортозамещения.
Область действия требований
Обратим внимание на еще одну важную деталь. Минкомсвязь в своем приказе №335 прямо предусмотрел, что переход на использование отечественного программного обеспечения необходимо осуществлять в отношении иностранного офисного ПО и ПО, сведения о котором не включены в реестр отечественного ПО.
При этом положения этого приказа относится к:
- ранее установленному и/или уже используемому ПО,
- предустановленному ПО, например в составе какого-то аппаратного обеспечения или программно-аппаратных комплексов,
- ПО, используемому в рамках закупленных ранее товаров, работ или услуг,
- ПО, планируемому к приобретению и/или использованию,
- обновлениям используемого ПО и/или его компонентов (подсистем),
- свободному ПО.
Таким образом, что если какая-то МИС включена в реестр российского ПО, но при этом использует иностранное ПО или ПО, не включенное в реестр – например операционную систему, СУБД или сервер приложений – то такая система не позволит заказчику выполнить рекомендации Минкомсвязи по переходу на отечественное ПО, потому что ее общесистемное ПО не соответствует предъявленным требованиям. Это, в свою очередь, тоже делает такую МИС не соответствующей рекомендациями Минкомсвязи.
При этом неважно как давно и каким способом попала МИС к заказчику, включая даже использование свободного (иными словами – бесплатного) ПО. Если оно используется или планируется к использованию – оно должно быть отечественным и применять отечественное общесистемное ПО, без каких-либо лазеек и оговорок.
Если применяемые заказчиками МИС не соответствуют предъявленным требованиям – то необходимо предусмотреть соответствующие мероприятия – либо по их модернизации, либо по замене.
Если какое-то ПО еще не внедрено, но регион планирует его использовать (как самостоятельный продукт или в составе какого-то приложения) в ближайшее время – то ему рекомендовано внести изменения в целевые программы, стратегии, концепции и (или) иные документы, предусматривающие мероприятия по информатизации на период до 2020 года включительно и последующие периоды, включив в них требования приоритетного использовании российских информационно-коммуникационных технологий.
Дополнительно до конца 2019 года необходимо исключить из региональных правовых актов и документов положения, связанные с использованием конкретных наименований производителей иностранного ПО, проприетарных шрифтов, принадлежащих компаниям – правообладателям иностранного офисного ПО, а также форматов и расширений, применяемых для создания и сохранения электронных документов и используемых в иностранном ПО. Соответствующие изменение рекомендуется внести в правовые акты государственных органов или органов местного самоуправления, в том числе в сфере делопроизводства и документооборота, в проектную и эксплуатационную документацию на информационные системы, операторами / заказчиками которых являются государственные органы или органы местного самоуправления.