22 апреля 2016

Об итогах работы Минздрава в 2015 г. и информатизации

4 008

Гусев Александр,
Директор по развитию бизнеса

20 апреля 2016 года состоялось расширенное заседание коллегии Минздрава России «Об итогах работы Министерства в 2015 году и задачах на 2016 год», в рамках которой состоялось выступление Министра Вероники Игоревны Скворцовой, стенограмма доступна по адресу https://www.rosminzdrav.ru/news/2016/04/20/2903-vystuplenie-ministra-veroniki-skvortsovoy-na-rasshirennom-zasedanii-kollegii-minzdrava-rossii

В рамках этого большого и детального выступления так или иначе постоянно затрагивались вопросы информатизации и другие активности Министерства, связанные с применением информационных технологий. Вот что удалось выявить по этой теме (цитаты из выступления):

  1. Был разработан и внедрен комплекс дополнительных мер, направленных на предотвращение смертности населения от всех основных причин, включивший, в том числе, регулярный (еженедельный и ежемесячный) мониторинг основных показателей доступности и качества медицинской помощи.
  2. Проведено прикрепление каждого застрахованного в ОМС не только к медицинской организации первичного уровня, но и к конкретному специалисту – врачу или фельдшеру, что подразумевает формирование персональной профессиональной ответственности. По состоянию на март 2016 года, из 146,9 млн. застрахованных были прикреплены к специалистам более 97%.
  3. Введена система еженедельного мониторинга ключевых показателей работы каждого участкового терапевта и врача общей практики по каждому из 60 тыс. терапевтических участков, что позволило точечно выявлять проблемы в обеспечении основным объемом первичной медико-санитарной помощи, включая профилактику, и оперативно на них реагировать.
  4. Для оптимизации территориального планирования создана геоинформационная система, использование которой позволяет выявлять и адресно устранять риски сниженной доступности медицинской помощи.
  5. Создан «Портал непрерывного медицинского образования», который обеспечивает доступ врача к реестру дополнительных образовательных программ, где предоставлена возможность формирования индивидуального плана обучения, выбора образовательной программы и т.д. Полностью система непрерывного медицинского образования охватит всех медицинских работников к 2021 году.
  6. Выполнено сокращение бремени непрофильной работы врача посредством внедрения информационных технологий, сокращения перечня документов, требуемых к заполнению, а также перераспределения некоторых обязанностей между врачом и медицинской сестрой.
  7. Информатизировано около 380 тыс. рабочих мест врачей, что составляет 57 % от необходимого количества. В 2016 г. количество автоматизированных рабочих мест планируется увеличить до 70 %.
  8. Полностью пересмотрен перечень документов, заполняемых врачами. Так, в 2015 году были признаны утратившими свою актуальность более 20 федеральных мониторинговых систем, остальные – в настоящее время проходят экспертную оценку на предмет возможности их отмены.

Мой комментарий: с одной стороны, мы снова видим – что система здравоохранения действительно пытается применять в своей работы информационные технологии. Раньше в такого рода крупных мероприятиях Минздрава, как коллегия или отчет о работе за год, этот вопрос не упоминался вовсе. Теперь ИТ – это такой же аспект работы, как медицинское образование, ресурсное обеспечение и т.д.

С другой стороны, мы пока по прежнему рассматриваем ИТ – как в первую очередь административно-управленческий инструмент. Пока не видно ничего, что давали бы ИТ практическому звену. Это и плохо и хорошо одновременно, надо признать. ИТ в бизнесе тоже, в первую очередь, инструмент управления и повышения финансовой эффективности, а уже во-вторых – инструмент повышения производительности и качества труда рядового состава. Так что и в здравоохранении мы видим примерно такую эволюцию: еще «вчера» ИТ – это средство для сдачи реестра по ОМС и формирования стат.отчетов. «Сегодня» - это различные мониторинги и управленческие системы. Надеюсь, что со временем (хотелось бы конечно побыстрее) в Минздраве поймут важность развития систем поддержки принятия управленческих решений - инструментов, где оперативный анализ на основе первичных данных из медицинских информационных систем, собираемый в режиме on-line будет усиливать оперативность и адекватность принимаемых решений, а значит – и эффективность всей системы управления отраслью. Сейчас поступление данных по участковой службе организован в еженедельном режиме, пусть и пока ручным способом внесения данных. Но если этот инструмент действительно будет важен и нужен Министерству – то его дальнейшее развитие путем автоматического получения первичных данных из МИС не только по приписному населению, но и по показателям его обслуживания (да хотя бы тот же «Паспорт участка» забирать еженедельно автоматически из МИС, как например работает наполнения сервиса федеральной электронной регистратуры) – в разы увеличит ценность этого сервиса, т.к. управленцы в Минздраве будут видеть не просто кто кому прикреплен, но смогут видеть структуру заболеваемости прикрепленного населения, смогут оценивать параметры выполнения календаря вакцинаций, показатели по онконастороженности и массу других данных. Тогда мы действительно сможем говорить о том, что ИТ стал обязательным и эффективным инструментом в управлении системой здравоохранения. А через это, глядишь, дойдем и до понимания, что этот инструмент должен точно такой же эффект давать практическому звену. Пока информатизация «снизу» выглядит все таки менее вероятным процессом, чем информатизация «сверху», как бы порой не хотелось нам все это видеть с точностью до наоборот.

Меня очень заинтересовала фраза из п.8 о том, что «…полностью пересмотрен перечень документов, заполняемых врача». Пока узнать детали – что это за пересмотр такой и в чем именно он выражается – не удалось. Никаких приказов Минздрава о пересмотре учетной медицинской документации и уж тем более ее сокращения – я пока не видел и, признаться, очень сомневаюсь – что такие были (иначе бы все мы были в безудержной радости от таких решений). Также интересно было бы узнать, что это за 20 федеральных мониторингов, которые отменили в 2015 г.

И, конечно, все таки больше огорчает, чем радует, тот факт – что оценивая старания отрасли по информатизации врачей и медсестер, мы по прежнему пока видим показатели в виде количества или процентов «информатизированных» рабочих мест. Все таки очень бы хотелось уже уйти от таких выражений и оценок, поскольку всем хорошо понятно – что во-первых, в быстро меняющимся ИТ-мире этот показатель без затратной модернизации быстро устареет. А во-вторых, оперировать надо не числом ПК, серверов и портов ЛВС, которые поставлены в наши больницы и поликлиники, а как минимум – показателями внедренных клинических сервисов и систем. А по большому счету – конечно системными изменениями: числом стат.форм и других вторичных документов, от которых мы избавили медицинские организации, сокращением врачебных ошибок, снижением необоснованных врачебных назначений и другими качественными изменениями, которые дают ИТ медицине.

Пожалуйста, оцените эту статью
( 0 из 5,
оценили: 0)
Ваша оценка: Не ставилась

Подпишитесь на нашу рассылку

Хотите получать интересную и полезную информацию о цифровом здравоохранении и искусственном интеллекте для медицины?
Включайтесь в нашу рассылку!

Мы рекомендуем

Нормативно-правовое регулирование искусственного интеллекта в здравоохранении России

Просмотров 16 056 1 месяц, 1 неделя назад

Применение AutoML и MLflow при создании прогнозных моделей в медицине: опыт Webiomed

Просмотров 1 611 11 месяцев, 1 неделя назад

Стандартизованная отчетность в разработках систем искусственного интеллекта

Просмотров 1 157 1 год назад

Калибровка моделей: зачем и как?

Просмотров 2 679 1 год, 1 месяц назад

Присоединяйтесь

Наши группы в соц сетях