Искусственный интеллект является одной из самых хайповых тем в настоящее время. Но похоже далеко не все, кто декларирует, что занимается этой тематикой – на самом деле так и делает.
Согласно опросу лондонской венчурной фирмы MMC Ventures, 40% европейских стартапов, которые классифицируются как компании в области искусственного интеллекта, на самом деле его не создают и не используют в своих продуктах. Вместо этого они просто применяют этот термин для маркетингового продвижения.
Чтобы прийти к своему выводу, MMC изучила около 2830 стартапов AI в 13 странах ЕС, проанализировав «деятельность, фокус и финансирование» каждой фирмы. В результате исследователи пришли к неутешительному выводу: «Многие компании, работающие в области искусcтвенного интеллекта, таковыми не являются».
«В 40 процентах случаев мы не смогли найти упоминания о доказательствах ИИ», - сказал Forbes руководитель исследования MMC Дэвид Келнар, составивший отчет. Кельнар говорит, что это означает, что «эти компании не работают с ИИ».
Справедливости ради стоит заметить, что утверждение о том, что эти стартапы являются «компаниями искусственного интеллекта», не обязательно исходят от самих фирм. Сторонние аналитические сайты часто отвечают за классификацию, и из отчета MMC не ясно, какой процент поддельных стартапов AI, которые он выявил, сами вводят в заблуждение своих клиентов.
Но тем не менее исследователи подметили, что для компаний часто не выгодно афишировать, если они неправильно классифицированы. Очевидно, что термин “искусственный интеллект” привлекает инвесторов, и MMC обнаружил, что стартапы, которые утверждают, что работают в ИИ, привлекают от 15 до 50 процентов больше финансирования по сравнению с другими компаниями.
Как Келнар сказал Forbes: «Я думаю, как правило [стартапы] осведомлены, как они классифицируются. Они просто не заботятся о том, чтобы исправить это и поэтому просто используют чужие ошибки в классификации себе на благо»
По данным отчета MMC получается, что когда компании развертывают искусственный интеллект и применяют машинное обучение, варианты использования часто довольно банальные. Некоторые из самых популярных вариантов, в которых опрошенные стартапы использовали ИИ, включали чат-боты (26% компаний) и обнаружение мошенничества (21%). В обоих случаях сложно определить, насколько именно эта технология приносит пользу клиентам. Чат-боты часто мешают навигации и могут быть просто способом избавиться от затрат на человеческие ресурсы. И хотя обнаружение мошенничества, безусловно, полезно как для клиентов, так и для бизнеса, это скорее вспомогательная услуга, чем основная технология при создании продукта или услуги.
В итоге авторы отчета признают, что искусственный интеллект — это термин, который охватывает широкий спектр технологий и, судя по всему, в большинстве случаев это скорее рекламный трюк для продвижения бренда, чем реальное применение ИИ.
Полная версия отчета тут: https://www.mmcventures.com/wp-content/uploads/2019/02/The-State-of-AI-2019-Divergence.pdf