26 июня 2017

Информатизация здравоохранения: не много ли у нас планов?

9 107

Гусев Александр,
Директор по развитию бизнеса

Так получается, что на данный момент у нас в стране принято сразу несколько различных нормативно-правовых актов (НПА), в которых указывается – что нужно делать в части информатизации здравоохранения. Разработанные в разное время и под влиянием несколько отличающихся приоритетов, они создают ситуацию когда сказать однозначно, что же ожидает государство от инвестиций в эту работу и какие задачи ставит очень непросто. Может случится, что, планируя и реализуя мероприятия информатизации по одному из документов – мы нарушаем или как минимум игнорируем другой, который никто не отменял и по которому в один непрекрасный момент могут спросить – «А что у нас с выполнением требуемых показателей?». Попробуем в этом разобраться.

Итак, на сегодняшний день у нас действуют следующие документы:
1. Приказ Минздравсоцразвития России от 28.04.2011 г. № 364 «Об утверждении Концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения» в редакции Приказа Минздравсоцразвития России №348 от 12.04.2012, https://portal.egisz.rosminzdrav.ru/materials/99
2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утверждена постановлением Правительства РФ №294 от 15.04.2014, в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 31.03.2017 г. N 394 и от 07.05.2017 г. N 539, http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102349622
3. Концепция региональной информатизации, утверждена распоряжением Председателя Правительства РФ Д.А. Медведевым №2769-р от 29.12.2014, http://government.ru/media/files/Ea8O35fPr3I.pdf
4. План мероприятий (Дорожная карта) по развитию Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения в 2015-2018 гг. от 18.05.2015, http://portal.egisz.rosminzdrav.ru/materials/136
5. Приоритетный проект «Совершенствование процессов организации медицинской помощи на основе внедрения информационных технологий» («Электронное здравоохранение»), утвержден Председателем Правительства РФ Д.А. Медведевым по результатам заседания президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол №9 от 25.10.2016, http://government.ru/media/files/9ES7jBWMiMRqONdJYVLPTyoVKYwgr4Fk.pdf

Кроме этого, есть как минимум 2 проекта других государевых программ, где также рассматривается вопрос информатизации здравоохранения. Первая – это предложенная Минздравом в декабре 2014 г. и разнесенная критиками в пух и прах «Стратегии развития здравоохранения Российской Федерации на долгосрочный период», http://www.kmis.ru/site.nsf/apages/egisz_12_2014.htm. Второе - это достаточно революционная и смелая программа «Цифровое здравоохранение», разрабатываемая Минкомсвязью совместно с Администрацией Президента, http://www.kmis.ru/site.nsf/apages/digital_heathcare.htm. Так что, если еще и эти бумаги будут приняты – то нашего полку прибудет – и число НПА, устанавливающих требования по реализации проектов информатизации, возрастет до 7.

Но пока – мы остановимся на анализе только официально утвержденных и действующих документов. Все они так или иначе, но рассматривают конкретные мероприятия, которые должны быть сделаны по направлению информатизации здравоохранения.

В таблице ниже собран перечень таких мероприятий с отметками, в каком руководящем документе они предусмотрены. При этом в таблицу включены только то, что необходимо выполнить на региональном уровне. В перечисленных документах есть большой пласт работы, выполнение которой должно быть осуществлено на федеральном уровне – эти задачи мы анализировать не стали, со своим бы уровнем разобраться .

 
Мероприятие
Руководящий документ
Концепция создания ЕСГИЗ
Госпрограмма «Развитие здравоохранения»
Концепция региональной информатизации
Дорожная карта развития ЕГИСЗ
Электронное здравоохранение
Инфраструктурное обеспечение
Оснащение МО компьютерной техникой
Развитие каналов связи, подключение МО к сети Интернет, подключение региональных сегментов к федеральному ЦОДу
Автоматизация медицинских организаций
Внедрение автоматизированных рабочих мест врача, ведение электронной медицинской карты (ЭМК), комплексная автоматизация МО
Ведение юридически значимого электронного документооборота, использование электронной подписи
Внедрение систем поддержки принятия врачебных решений, создание и внедрение экспертных систем
Автоматизированный контроль качества медицинской помощи, поддержка медицинских стандартов
Автоматизация диагностического оборудования, создание сервисов для хранения результатов диагностического обследования
Запись к врачу через Интернет
Телемедицина, дистанционные медицинские консультации
Автоматизация лекарственного обеспечение, внедрение электронных рецептов
Стимулирование внедрения медицинских информационных систем (МИС) в деятельности МО
Автоматизация скорой медицинской помощи и внедрение ГЛОНАСС
Интеграция с федеральными сервисами ЕГИСЗ и другими федеральными ИС
Автоматизация управления здравоохранением
Учет в электронном виде основных отраслевых показателей и ресурсов (Паспорт МО, Паспорт МР и т.д.)
Создание и внедрение аналитических информационных систем
Внедрение электронных образовательных курсов, непрерывное медицинское образование
Популяризация и стимулирование использования ИКТ в здравоохранении
Создание различных сервисов для граждан
Доступ граждан к информации о МО, сведениях о медицинских работниках и т.д.
Ведение личного кабинета пациента на ЕПГУ, «Мое здоровье»


Некоторыми руководящими документами предусмотрены не только мероприятия по информатизации, но и вполне конкретные показатели, которые должны быть достигнуты в ходе их выполнения. В таблице далее приведены такие показатели на ближайшие 4 года.

 
Годы
2017
2018
2019
2020
Госпрограмма «Развитие здравоохранения»
Доля информации о количестве случаев оказания медицинской помощи, которая передана в сервис ИЭМК ЕГИСЗ
5%
15%
30%
50%
Число граждан, воспользовавшихся сервисами «Мое здоровье» ЕПГУ в отчетном году, млн. человек
6
14
24
30
Доля граждан, для которых созданы ЭМК в общем количестве граждан, застрахованных в ОМС
40%
100%
100%
100%
Доля МО, оказывающий первичную медико-санитарной помощь, внедривших МИС, перешедших на ведение медицинской документации в электронном виде и участвующих в электронном медицинском документообороте в общем количестве МО, оказывающих первичную медико-санитарную помощь
30%
50%
75%
80%
Доля МО, оказывающий первичную медико-санитарной помощь, для которых осуществляется мониторинг возможности записи граждан на прием к врачу в общем количестве МО, оказывающих первичную медико-санитарную помощь
50%
75%
85%
95%
Сокращение сроков ожидания записи граждан на прием к врачу в МО, оказывающий первичную медико-санитарной помощь, для которых осуществляется мониторинг возможности записи на прием к врачу
-
10%
15%
20%
Дорожная карта развития ЕГИСЗ
Процент МО 2-го и 3-го уровней, в которых достижение целевых показателей эффективности информатизации включено в «эффективный контракт» руководителя организации
80%
100%
Х
Х
Процент медицинского персонала (МП), участвующего в медицинском электронном документообороте, прошедшего обучение по применению информационно-коммуникационных технологий
80%
100%
Х
Х
Процент МО, подключенных по защищенным каналам передачи данных к региональным системам ЕГИСЗ
100%
100%
Х
Х
Процент МО, использующие МИС, соответствующие установленным требованиям
50%
100%
Х
Х
Процент МО, имеющих доступ к системам или комплексам, обеспечивающим оказание телемедицинских услуг
50%
80%
Х
Х
Процент МО, передающих сведения из ЭМК пациентов в федеральную ИЭМК ЕГИСЗ
60%
80%
Х
Х
Процент МО, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, предоставляющих возможность записаться на прием к врачу через ЕПГУ
80%
80%
Х
Х
Процент МО, имеющих доступ к радиологическим информационным системам
80%
100%
Х
Х
Процент МО, актуализирующих сведения в «Паспорте МО» и «АХД»
100%
100%
Х
Х
Процент МО, актуализирующих сведения в «Регистре МО»
80%
100%
Х
Х
Процент станций (отделений) скорой медицинской помощи, оснащенных автоматизированной системой управления приема и обработки вызовов с использованием системы ГЛОНАСС
100%
100%
Х
Х
Процент автоматизированных рабочих мест МП, подключенных к МИС
80%
100%
Х
Х
Процент цифрового диагностического медицинского оборудования, обеспечивающего передачу результатов исследований в прикладные региональные информационные системы ЕГИСЗ
50%
80%
Х
Х
Процент автоматизированных рабочих мест, имеющих доступ к федеральным системам непрерывного медицинского образования, справочным подсистемам ЕГИСЗ
100%
100%
Х
Х
Процент МП, участвующего в медицинском электронном документообороте, обеспеченного электронной подписью
50%
80%
Х
Х
Процент МП, оказывающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях, сведения о расписании приема которых передаются в федеральную электронную регистратуру
60%
80%
Х
Х
Процент МП, сведения о котором актуализируются в Федеральном регистре медработников
100%
100%
Х
Х
Процент от общего количества случаев оказания медицинской помощи, информация о которых передана в ИЭМК ЕГИСЗ
50%
80%
Х
Х
Процент результатов лабораторных исследований, передаваемых в МИС в электронном виде, от общего числа исследований, выполняемых в регионе
50%
80%
Х
Х
Процент выписанных льготных рецептов, передаваемых в электронном виде в аптечные организации
80%
100%
Х
Х
Электронное здравоохранение
Число граждан, воспользовавшихся «Моим здоровьем» на ЕПГУ, млн. чел.
6
14
24
30
Доля граждан из числа застрахованных в ОМС, на которых созданы электронные медицинские карты (ЭМК), проценты
40
100
100
100
Доля МО, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, внедривших МИС и осуществляющих ведение электронной медицинской документации, проценты
30
50
75
80
Доля МО, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, для которых осуществляется мониторинг возможности записи граждан на прием к врачу, проценты
50
75
85
95


Если внимательно присмотреться к первой таблице, а также на свежую голову вычитать (ну хотя бы «пробежать по диагонали») перечисленные нормативно-правовые акты – то создается непростое впечатление.

Если коротко – то одной общей линии и единого во всех действующих НПА перечня мероприятий, которые мы должны системно реализовывать хотя бы в ближайшие 1-2 года – не просматривается.

За прошедшие 2011-2016 гг. тренды в отрасли постепенно менялись, что-то появлялось новое, а что-то теряло свою актуальность. «Все течет, все меняется» - и в том числе в нашей отрасли тоже, но не в руководящих документах, увы.

Очевидно, что несмотря на то, что все документы имеют действующий правовой статус – часть из них уже морально устарела. Например, на данный момент уже совсем на минимальном уровне актуальна «Концепция создания ЕГИСЗ». Выделенные на «базовую информатизацию» финансовые средства давно потрачены, конкретных мероприятий или задач на период 2017-2020 гг. в «Концепции» нет. Получается, этот документ нам сейчас ничего конкретного не указывает и не требует. Его время уже окончательно ушло.

Разработка и утверждение госпрограммы «Развитие здравоохранения» прошло в досанкционное время. Сейчас и в экономике вообще, и в здравоохранении – все сильно изменилось. Тот большой пласт задач и направлений работы, которые были в этом документе предусмотрены – так и не был, по большому счету, запущен в работу.

Если не ошибаюсь, то деньги на подпрограмму «Управление развитием отрасли» и информатизацию здравоохранения, предусмотренные данным документом – выделены не были. Соответственно, отсутствие финансирования, будь то на федеральном или региональном уровне, по этим мероприятиям привело к тому – что мероприятия эти не выполняются и ждать результата по ним, само собой, не приходится.

Концепция региональной информатизации в своих рекомендациях ссылается на госпрограмму «Развитие здравоохранения», но при этом удивительным образом прописывает несколько другие мероприятия.

Если посмотреть в таблице выше их перечень – то он в подавляющем большинстве случаев не совпадает. Приходится признать, что «Концепция региональной информатизации» хоть и является действительно добротным и лаконично написанным документом – но все же носит откровенно рекомендательный характер и не поддержана соответствующим финансированием. Поэтому, видимо – ее мы тоже принимаем к сведению и, увы, не более того. Там, где текущие планы региона и конкретные задачи совпадают с «Концепцией» - ее есть смысл учесть.

Остается 2 документа – это разработанные и официально утвержденные в каждом регионе «Дорожные карты развития ЕГИСЗ» и федеральный проект «Электронное здравоохранение». Оба документа содержат вполне конкретный перечень мероприятий, которые должны быть реализованы, а также набор показателей, которые планируется достигнуть. Но в обоих это несколько разные мероприятия и задачи, и даже целевые показатели. Тем не менее, если уж и беспокоится о ближайших приоритетах по информатизации здравоохранения, то видимо – в первую очередь нужно учитывать эти 2 документа.

Выводы. Если сравнить их положения и выбрать то, что совпадает в обоих документах – то получается вот такой список основных задач:
1. Развитие оснащения медицинских организаций компьютерной техникой и каналов связи (инфраструктурное обеспечение) – без этого никуда.
2. Внедрение медицинских информационных систем (МИС) и электронного медицинского документооборота (ЭМК), переход на использование юридически значимой электронной подписи.
3. Интеграция с личным кабинетом пациента «Мое здоровье» ЕПГУ, развитие сервиса записи к врачу через Интернет
4. Интеграция с федеральными сервисами ЕГИСЗ, основные из которых – федеральная ИЭМК и «Концентратор услуг ФЭР»
5. Развитие телемедицинских сервисов

Вообще, было бы конечно здорово – если бы на уровне Правительства или Минздрава отменяли устаревшие или нефинансируемые документы и решения. Это было бы как-то проще и понятнее с точки зрения исполнителей – разработчиков, руководителей ОУЗ и МИАЦ и т.д. В противном случае получается так, что наше государство примет то один документ, то другой – а потом по прошествии нескольких лет бросит это дело, так и не выйдя на заданные результаты и показатели – и придумает новую программу.

С одной стороны, понять это явление вполне можно – наше государственное планирование в лучшем случае справляется с 1-2 летним коридором, не более. То санкции против страны введут, то нефть упадет, то еще что-то приключится. То, что мы заявляли как целевой результат через 3 или 5 лет, в таких условиях приходится постоянно уточнять, подстраиваться или сокращать «аппетиты».

Но с другой стороны, коль уж скоро мы по факту видим, что планировать работу и достигать эти планы дальше чем на 1, максимум 2 года вперед не получается – то может быть тогда просто принять это как данность и внести коррективы в работу? Отменить все, что уже утратило смысл или не получилось сделать. Посмотреть – что все-таки реально выполнить, сузить задачу и именно по ней отработать, но с более жестким контролем. Принять одну отраслевую программу, а во всех остальных ссылаться и уточнять ее. Не получается у нас марафоны бегать – так давайте хотя бы короткую дистанцию, но все-таки добежим. Вместе и до конца.

Пожалуйста, оцените эту статью
( 0 из 5,
оценили: 0)
Ваша оценка: Не ставилась

Подпишитесь на нашу рассылку

Хотите получать интересную и полезную информацию о цифровом здравоохранении и искусственном интеллекте для медицины?
Включайтесь в нашу рассылку!

Мы рекомендуем

Стандарты для создания систем искусственного интеллекта для здравоохранения

Просмотров 1 775 3 недели, 2 дня назад

Большие языковые модели (LLM) в здравоохранении

Просмотров 479 3 недели, 3 дня назад

10 принципов FDA относительно регулирования ИИ в здравоохранении

Просмотров 346 1 месяц назад

Роль искусственного интеллекта в стратификации рисков в здравоохранении

Просмотров 798 4 месяца, 2 недели назад

Присоединяйтесь

Наши группы в соц сетях