Анализ и пояснения по нормативной базе
Активный курс на импортозамещение был взят Правительством России в 2014 году, когда западными государствами был введен ряд торгово-экономических санкций. 4 августа 2015 года были созданы правительственные комиссии по импортозамещению, начат процесс по созданию пакета нормативных актов по поддержке отечественного производителя со стороны государства.
Под импортозамещением сейчас понимаются различные процессы замены импортных (т.е. произведенных зарубежными странами) товаров и услуг на их отечественные аналоги (т.е. произведенные внутри страны).
С 1 января 2016 года в России действует законодательный запрет на допуск товаров, происходящих из иностранного государства и работ, выполняемых иностранными лицами для целей осуществления государственных закупок.
В настоящее время нормативная база импортозамещения включает:
1. Федеральный закон № 188-ФЗ от 29.06.2015 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статью 14 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Согласно этому документу внесены изменения в два Федеральных закона: «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и в ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» - ст.14 ч.3.
2. Постановление Правительства РФ № 1236 от 16.11.2015 г. «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», которым утверждены:
2.1. Правила формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных,
2.2. Порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Ст.14 ч.3 Федерального закона № 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Пунктом 2 Постановления № 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (ПО), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Проще говоря, если какой-то государственный заказчик нуждается в приобретении ПО или услуг, то он не должен допускать к процедуре государственной закупки (аукциону, конкурсу) компании с иностранным участием или решения, созданные иностранными компаниями.
Медицинские организации, финансируемые из государственных и муниципальных источников и осуществляющие заключение госконтрактов в порядке Федерального закона № 44-ФЗ, обязаны выполнять этот запрет. Безусловно, частные больницы могут закупать что угодно.
Для того, чтобы отделить ПО иностранного производства от отечественного, создан и постоянно пополняется «Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных» (далее – Реестр, https://reestr.minsvyaz.ru/reestr/)
Приняв решение о закупке и объявив соответствующую конкурсную процедуру, Заказчик должен либо прописать в условиях ее проведения использование отечественного ПО, либо обосновать закупку иностранного ПО или закупку у исполнителя с иностранным участием.
При этом необходимо руководствоваться простыми принципами:
1. Если Заказчик хочет закупить ПО и его аналог имеется в Реестре – то заказчик должен закупать ПО из Реестра, либо оформить обоснование – почему он закупает не Российское ПО.
2. Если аналога в реестре нет – то закупать можно что угодно.
3. Если Заказчик закупает различные услуги (на техническое сопровождение, на доработку, модификацию и т.п.) по медицинской информационной системе, которая была приобретена ранее и уже используется – то он может закупать такие услуги, даже если используемая система отсутствует в «Реестре» и он не обязан менять применяемое решение.
Что с импортозамещением по факту?
На сегодняшний день 4% программного обеспечения, размещенного в «Реестре» - это ПО медицинского назначения.
По нашим данным, из всего ПО, применяемого в государственной информатизации здравоохранения, только 50% размещено в «Реестре». На начало мая 2017 г. 147 различных программных продуктов, относящихся к медицинским информационным системам (МИС), были включены в «Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных».
Лучше всего в «Реестре» представлены медицинские информационные системы для автоматизации медицинских организаций (МИС МО): 46%. Второй популярный вид – это радиологические информационные системы и PACS, а также региональные медицинские информационные системы (РМИС): они составляют 14%. Напомним, что эти 2 вида ПО – МИС МО и РМИС на сегодняшний день стандартизированы с точки зрения требований к их функциональным возможностям со стороны Минздрава РФ. Для них разработаны и утверждены на уровне Министерства «Типовые требования».
Рис. 1. Импортозамещение в медицинском программном обеспечении
В исследовании «Госзакупки программного обеспечения и услуг по информатизации здравоохранения в 2013-2016 гг», опубликованном по адресу http://zdrav.expert/a/361372, мы проанализировали каждую государственную закупку, в результате которой был заключен государственный контракт на приобретение ПО или услуг на соответствие требованиям импортозамещения.
Нами сравнивалась дата проведения государственной закупки с датой включения «победившего» решения в «Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных». Если на момент подведения итогов конкурсной процедуры соответствующее решение действительно имелось в «Реестре» - то такая закупка отмечалась статистическим признаком «Решение присутствовало в Реестре». Если же на момент объявления закупки выигравшее решение еще не было размещено в «Реестре» - то такой признак отключался.
В результате анализа всех государственных закупок за 2016 г. были получены данные, представленные диаграмме ниже.
Рис. 2. Общее распределение гос. контрактов на информатизацию здравоохранения по наличию применявшегося решения в «Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных»
Обратим внимание, что сам по себе факт проведения гос. закупки на какое-то решение, которое отсутствует в «Реестре» - не является нарушением действующего законодательства.
Во-первых, на сегодняшний день 75% всех госзакупок по информатизации здравоохранения – это закупки различных услуг, на которые пока нет явного законодательного запрета в зависимости от того, есть используемый для оказания данной услуги (например, технической поддержки) продукт в «Реестре» или нет.
Во-вторых, даже если осуществляется закупка ПО, а не услуг – то и тут Постановлением Правительства РФ № 1236 от 16.11.2015 г. предусмотрена возможность обосновать необходимость закупки ПО, отсутствующее в «Реестре».
Тем не менее – мы для себя разделили все основные случаи закупок ПО с точки зрения импортозамещения на 2 сценария:
- Приобретение новой системы. Мы считаем, что в этом случае Заказчик обязан был не допустить к процедуре гос. закупки решения, отсутствовавшие на момент выбора победителя в «Реестре». Закупки новых систем, в особенности различных видов МИС, отсутствовавших в «Реестре» - быть не должно.
- Развитие уже используемой системы (например, дозакупка лицензий или приобретение дополнительных модулей). Такие случаи воспринимаются нами как обоснованное сохранение решения, даже если оно и не состоит пока в «Реестре», поскольку на первоначальную закупку и внедрение такой системы уже были потрачены определенные инвестиции со стороны государства. Мы считаем, что такие закупки обоснованы и могут иметь место.
Для анализа именно закупок ПО и соблюдение требований импортозамещения были исследованы соответствующие гос. контракты. В результате мы выявили всего 2 явных нарушения, заключающихся в подписании контрактов на поставку одной из медицинских информационных систем на сумму 407 тыс. руб., хотя на момент закупки эта система в «Реестре» отсутствовала, но там уже были аналогичные решения других производителей.
Мы выявили неоднократные случаи, когда Заказчик заключал государственный контракт на другие виды закупок ПО (в основном – поставка дополнительных лицензий), которое отсутствовало в «Реестре» и в целом расцениваем их как обоснованные. Результаты этого анализа представлены на рис. 3.
Рис. 3. Закупки ПО для информатизации здравоохранения и наличие его «Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных» на момент объявления конкурсной процедуры, 2016 г.
Перспективы на будущее
Заметим, что требования импортозамещения не просто регулируют вопросы, связанные с заключением государственных контрактов. Сегодня существуют различные показатели и рейтинги, которые учитывают в своих расчетах наличие внедрений системы, размещенных в «Реестре». Таким образом, российские разработки не просто получили преференции при осуществлении государственных закупок, а являются индикаторов развития проектов информатизации, по крайней мере – региональной информатизации.
В ближайшей перспективе следует ожидать усиление и расширение этого тренда на различные составляющие ИТ-проектов. Вероятнее всего, преференции или, возможно, даже требования будут расширены на использование не только прикладного, но и на применение общесистемного ПО и отечественного оборудования. Например, в начале декабря 2016 г. Владимиром Путиным была утверждена Доктрина информационной безопасности России. Новый документ признает существование информационных атак на Россию со стороны иностранных государств и отмечает необходимость создания конкурентоспособной отечественной индустрии информационных и коммуникационных технологий, средств вычислительной техники, радиоэлектроники, телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения, электронной промышленности, суперкомпьютеров и систем информационной безопасности.