10 марта 2019

О проекте «Создания единого цифрового контура»

37 510

Гусев Александр,
Директор по развитию бизнеса

Национальным проектом «Здравоохранение», паспорт которого был утвержден по итогам заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 года, предусмотрена реализация федерального проекта «Создание единого цифрового контура здравоохранения на основе ЕГИСЗ» (далее – «Единый цифровой контур»). Срок реализации: 2019-2024 г.

Это один из 8 проектов, предусмотренных внутри «Здравоохранения».

Единый цифоровой контур

Не будет преувеличением сказать, что именно «Единый цифровой контур» будет задавать тон и формировать тренды информатизации государственного здравоохранения нашей страны в ближайшие годы. Посмотрим на него поподробнее.

Согласно паспорта «Федеральный проект «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)» направлен на создание механизмов взаимодействия медицинских организаций …, что обеспечит ее цифровую трансформацию и повышение эффективности функционирования отрасли на всех уровнях, создаст условия для использования гражданами электронных услуг и сервисов в сфере здравоохранения».

Цель проекта: повышение эффективности функционирования здравоохранения России путем дальнейшего развития и углубленного внедрения информационных и платформенных решений, что по мнению Министерства здравоохранения и сформирует так называемый «единый цифровой контур».

Со стороны Правительства куратором проекта назначена заместитель Председателя Правительства РФ Т.А. Голикова. Со стороны Минздрава руководителем проекта является заместитель Министра здравоохранения РФ Н.А. Хорова, администратором – заместитель Министра здравоохранения Е.Л. Бойко.

В результате реализации проекта должны быть достигнуты 4 основных целевых показателя:

 4 основных целевых показателя

* значение 2018 г. представлено на 31.10.2018

Основными направлениями реализации проекта являются:

  1. Внедрение медицинских информационных систем в медицинских организация (МИС МО), переход на юридически-значимую электронную медицинскую карту (ЭМК).
  2. Внедрение региональных сервисов и систем для управления здравоохранением
  3. Функционирование федерального ЦОД и федеральных сервисов ЕГИСЗ
  4. Развитие сервисов личного кабинета пациента «Мое здоровье» ЕПГУ
  5. Методическая поддержка и контроль реализации проекта со стороны Минздрава

Для того, чтобы достичь намеченные целевые показатели, потребуется решить ряд задач:

   Задача    Краткая характеристика
1 Обеспечить методическую поддержку и координацию мероприятий проекта в субъектах РФ. Для этого в 2019 г. Минздрав на базе ЦНИИОИЗ должен создать «Центр компетенций», в который войдут существующие в настоящее время проектный офис, регламентная служба и т.д. Задачей центра будет разработка требований к централизованным подсистемам ГИС СЗ, методики оценки уровня информатизации здравоохранения регионов, методических рекомендаций и контроль и управление ходом проекта.
2 Обеспечить использование медицинскими организациями медицинских информационных систем соответствующие требованиям Минздрава и работающие с ЕГИСЗ Все медицинские организации должны использовать медицинские информационные системы (МИС МО), соответствующие утвержденным Приказом Минздрава требованиям. Эти системы должны быть интегрированы и обмениваться информацией с ЕГИСЗ. В итоге к 2021 г. в стране должно быть организовано не менее 820 тыс. автоматизированных рабочих мест. Должен быть обеспечен юридически-значимый электронный документооборот. 
3 Обеспечить работу государственных информационных систем здравоохранения в субъектах РФ В каждом регионе должна быть созданы и внедрены государственные информационные системы в сфере здравоохранения (ГИС СЗ), соответствующие утвержденным Приказом Минздрава требованиям. МИС МО должны быть подключены к этим системам. ЕГИСЗ должна наполнятся сведениями из ГИС СЗ и МИС МО.
4 Обеспечить работу федерального ЦОДа Должны быть заключены контракты на работу основной и резервной площадок федерального ЦОДа для работы сервисов ЕГИСЗ
5 Обеспечить работу защищенной сети передачи данных К 2021 г. во всех субъектах РФ должны быть созданы и функционировать защищенные сети передачи данных (ЗСПД), к которым должны быть подключены не менее 80% структурных подразделений медицинских организаций
6 Обеспечить межведомственное информационное взаимодействие в электронном виде Планируется, что не менее 90% МО будут обеспечивать межведомственное электронное взаимодействие с учреждениями МСЭ и информационные обмен с ФСС.
7 Обеспечить применение телемедицины К 2022 г. все медицинские организации второго и третьего уровня во всех 85 субъектах РФ подключены к соответствующим региональным системам телемедицины 
8 Осуществить переход на ведение электронных рецептов и автоматизацию лекарственного обеспечения К 2023 г. все медицинские организации всех субъектов РФ должны осуществлять выписку электронных рецептов с использованием усиленной электронной цифровой подписи. Между МО и аптечными организациями должен осуществляться автоматизированный информационный обмен.

Решение поставленных задач будет осуществляться посредством внедрения и развития:

  • государственных информационных систем в сфере здравоохранения (ГИС СЗ) субъектов РФ – то, что ранее мы привычно называли региональными медицинскими информационными системами (РМИС).
  • медицинских информационных систем медицинских организаций (МИС МО) государственной и муниципальной систем здравоохранения субъектов РФ

Основной нормативной особенностью проекта, в отличие от предыдущих программ, является то, что Минздравом предусматривается не просто внедрение любых МИС МО или ГИС СЗ на усмотрение заказчиков, ОУЗ или разработчиков – а внедрение и развитие систем, соответствующих нормативно-установленным требованиям. Для этого в декабре 2018 г. Минздравом утвержден приказ №911н «Требования к государственным информационным системам в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинским информационным системам медицинских организаций и информационным системам фармацевтических организаций» (далее – «Требования»), который в настоящее время находится на регистрации в Минюсте.

Основным технологическим инструментом «Цифрового контура» является постепенный переход на юридически значимый электронный медицинский документооборот между медицинскими организациями, органами управления здравоохранением, а также при межведомственном взаимодействии. Все больше электронных медицинских документов и информационного обмена будет требовать поддержку УКЭП. О том, как это обеспечивается, подробно рассмотрено тут http://www.kmis.ru/blog/o-sozdanii-iuridicheski-znachimogo-elektronnogo-dokumentooborota-v-zdravookhranenii .

Еще один важный момент – это движение в сторону централизованных компонентов и сервисов, особенно в части, касающейся региональных ГИС СЗ. Думаю, реализация проекта самым существенным образом будет стимулировать ускорение перехода на централизованные облачные региональные системы и отказ от локально установленных МИС. Это, в свою очередь, поддержит уже сложившийся ранее тренд в сокращении числа разработчиков МИС и применяемых в нашей стране систем. Весьма вероятно, что отдельные инсталляции старых унаследованных решений будут постепенно заменяться на единый региональный продукт или максимум 2-3 решения. Те разработчики, которые поддерживают устаревшие локальные МИС, имеющие единичные внедрения, скорее всего не выдержат конкуренцию с крупными компаниями, создавшими диверсифицированную клиентскую базу и модернизированные современные веб-системы. 

На реализацию проекта в 2019-2024 гг. планируется выделить порядка 177 млрд. руб. целевого финансирования, причем 60% этой суммы выделит федеральный центр, остальное будет финансироваться за счет региональных бюджетов. Консолидированные показатели по годам представлены в рис. ниже.

Консолидированные показатели по годам

Сравнение финансирования «Единого цифрового контура» с предыдущими годами, начиная с базового этапа создания ЕГИСЗ, показано на рисунке ниже.

Сравнение финансирования «Единого цифрового контура» с предыдущими годами

Основные средства (порядка 44%) пойдут на внедрение и развитие государственных информационных систем субъектов РФ. Второе по объему финансирования направление – это внедрение и развитие медицинских информационных систем (41%). На автоматизацию подведомственных Минздраву медицинских организаций уйдет порядка 12%. Чуть более 3% уйдет на федеральные компоненты: заключение контрактов на работу федерального ЦОДа и сервисов ЕГИСЗ, развитие «Моего здоровья ЕПГУ» и работу центра компетенций. 

Финансирование

Реализация проекта должна привести к следующим результатам:

  • С 2019 по 2021 годы поэтапно должны быть допоставлены недостающие информационно-коммуникационные мощности в тех государственных и муниципальных МО, где имеется нехватка компьютерного оборудования для достижения показателей проекта. Таким образом, должны быть решены инфраструктурные проблемы, препятствующие развитию МИС МО и ГИС СЗ.
  • Лечащему врачу, в соответствии с его профилем оказания медицинской помощи, должна быть доступна полноценная электронная медицинская карта (ЭМК), содержащая сведения о результатах обращения пациента в медицинские организации, о проведенных исследованиях, заключениях и назначениях специалистов, с возможностью доступа к медицинским изображениям, хранящимся в централизованных архивах. Врачи должны перейти на преимущественно юридических-значимый электронный медицинский документооборот.
  • Должна работать передача структурированных электронных медицинских документов (СЭМДов) в подсистему «Интегрированная электронная медицинская карта» (ИЭМК) ЕГИСЗ.
  • К концу 2024 года не менее 90% МО должны передавать юридически значимые электронные медицинские документы в личный кабинет пациента «Мое здоровье» на ЕПГУ путем интеграции с федеральным сервисом «Реестр электронных медицинских документов» (РЭМД) ЕГИСЗ. Достижение этого показателя планируется в поэтапном режиме.
  • Все МО (включая ФАП и ФП подключенные к сети Интернет) должны формировать реестры счетов об оказанной медицинской помощи на основании сведений из электронных медицинских карт граждан.
  • В 2019 году должно функционировать не менее 700 тыс. автоматизированных рабочих мест медработников, в 2021 году более 820 тыс. автоматизированных рабочих мест медработников, использующих медицинские информационные системы, соответствующие установленным Минздравом требованиям.
  • К 2022 году 90% МО должны обеспечивать межведомственное электронное взаимодействие без участия граждан, в том числе с учреждениями МСЭ (документы для установления инвалидности), ФСС (электронные листки нетрудоспособности), а также с Минтрудом (обмене информацией о назначенных и оказанных мерах социальной поддержки). 

Основные требования к МИС МО:

•    ведение электронного расписания приема врачей
•    ведение электронных медицинских карт пациентов 
•    формирование автоматической выгрузки счетов (реестров счетов) в территориальные фонды обязательного медицинского страхования
•    создание и хранение юридически значимых электронных медицинских документов, включая структурированные электронные медицинские документы
•    информационное взаимодействие с ГИС СЗ субъекта РФ
•    информационное взаимодействие с подсистемами ЕГИСЗ в целях оказания медицинской помощи и электронных услуг (сервисов) для граждан 

Внедрение и развитие региональных информационных систем здравоохранения в каждом субъекте РФ в 2019-2024 гг. должно привести к следующим результатам:

  • Должно быть достигнуто сокращение времени ожидания гражданами медицинской помощи за счет реализации региональной системы управления маршрутизацией и потоками пациентов (раньше мы называли это «Электронными регистратурами»). Плановые обследования и запись к врачам медицинских организаций второго и третьего уровня должны осуществляться из подразделений поликлиник отделенных районов на приеме у врача. К 2021 году во всех МО, осуществляющих первичный прием граждан, должен быть внедрен учет и управление планированием и использованием ресурсов МО, управление очередями и потоками пациентов, планирование и проведение профилактических осмотров и диспансеризации населения, взаимодействие с подсистемами ЕГИСЗ для обеспечения предоставления электронных услуг (сервисов) в личном кабинете пациента на ЕПГУ гражданам (запись на прием к врачу, вызов врача на дом, запись на профилактические медицинские осмотры и диспансеризацию). Все МО, оказывающие амбулаторно-поликлиническую помощь и осуществляющие первичный прием граждан, должны быть подключенных к централизованной региональной системе «Управление потоками пациентов».
  • В целях оптимизации скорой медицинской помощи должна быть внедрена централизованная система «Управление скорой и неотложной медицинской помощью (в том числе санитарной авиации)», обеспечивающая контроль времени доезда санитарного автотранспорта, четкую маршрутизацию пациентов при неотложных состояниях в специализированные МО. Интеграция с региональной ИЭМК позволит врачу скорой помощи получить сведения об аллергическом статусе и хронических диагнозах пациентов. К 2020 году все МО, участвующие в оказании скорой и неотложной медицинской помощи, должны быть подключены к единому диспетчерскому центру приема и обработки вызовов, должен осуществляться контроль времени доезда санитарного автотранспорта с использованием системы ГЛОНАСС, маршрутизация пациентов в государственные и муниципальные МО, участвующие в оказания скорой и неотложной медицинской помощи.
  • В целях своевременного обеспечения населения льготными лекарственными препаратами, мониторинга остатков лекарственных препаратов в медицинских и аптечных организациях, должен быть автоматизирован весь процесс лекарственного обеспечения в регионе, начиная от формирования заявки МО на закупку лекарственных препаратов до получения сведений о выданных лекарственных препаратах. К 2020 году во всех МО, участвующих в обеспечении льготных категорий граждан лекарственными препаратами, должны быть внедрены автоматизированное планирование и контроль закупок, информационный обмен с аптечными организациями, в том числе электронными рецептами. Аптечные организации субъекта РФ, участвующих в обеспечении льготной категории граждан лекарственными препаратами, должны осуществлять информационный обмен с МО, в том числе электронными рецептами. В 2024 году не менее 70 субъектов РФ должны перейти на выписку электронных рецептов.
  • Для врачей должна быть обеспечена возможность получения консультаций по сложным клиническим случаям специалистов национальных медицинских исследовательских центров за счет подключения МО второго и третьего уровня субъектов РФ к единой федеральной телемедицинской сети. Рабочие места врачей этих МО быть подключены к централизованной телемедицинской системе, врачи должны иметь возможность получения консультаций по сложным клиническим случаям.
  • К 2023 году должен осуществляется мониторинг состояния здоровья пациентов по отдельным профилям заболеваний с учетом выявленных факторов риска путем подключения всех структурных подразделений МО к следующим централизованным системам: 
    • В целях охвата граждан профилактическими осмотрами и диспансеризацией должны быть внедрена региональная система профилактики, обеспечивающая формирование списков граждан, которым необходимо пройти диспансеризацию, автоматизированное выявление случаев, требующих реагирования и контроля предпринятых мер, мониторинга необходимости направления пациента на 2-й этап обследования.
    • Во всех МО, участвующих в оказании медицинской помощи беременным женщинам, должна быть внедрена централизованная система мониторинга беременных, с помощью которой будет осуществляться контроль состояния здоровья беременных женщин и их маршрутизация от момента первого обращения в женскую консультацию до родоразрешения с учетом факторов риска.
    • Все МО должны быть подключены к централизованной региональной системе организации оказания медицинской помощи больным онкологическими заболеваниями. В ней должен осуществляться контроль состояния здоровья больных онкологическими заболеваниями и их маршрутизация на всех этапах оказания медицинской помощи. Все МО, участвующие в оказании медицинской помощи больным онкологическими заболеваниями, должны планировать маршрутизацию и обеспечивать контроль состояния здоровья пациентов, а также осуществлять информационный обмен со структурными подразделениями МО общего профиля.
    • Все МО, включая сердечно-сосудистые центры, должны быть подключены к централизованной системе организации оказания медицинской помощи больным сердечно-сосудистыми заболеваниями, должна обеспечиваться маршрутизация пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями и контроль своевременного выявления факторов риска развития осложнений этих заболеваний на всех этапах оказания медицинской помощи.

Требования к ГИС СЗ следующие:

•    Ведение регионального сервиса единой нормативно-справочной информации
•    Управление скорой и неотложной медицинской помощью (в том числе санитарной авиации)
•    Управление льготным лекарственным обеспечением
•    Управление потоками пациентов (электронная регистратура)
•    Ведение интегрированных электронных медицинских карт пациентов
•    Телемедицинская система
•    Центральный архив лабораторных исследований
•    Центральный архив медицинских изображений
•    Система организации оказания медицинской помощи больным онкологическими заболеваниями
•    Система организации оказания медицинской помощи больным сердечно-сосудистыми заболеваниями
•    Система мониторинга беременных
•    Система организации оказания профилактической медицинской помощи (диспансеризация, диспансерное наблюдение, профилактические осмотры)

Пожалуйста, оцените эту статью
( 5 из 5,
оценили: 8)
Ваша оценка: Не ставилась

Еще по этой теме

Обратите внимание на похожие статьи

02 Окт 2020

О регистрации программного обеспечения как медицинского изделия в России

Обновление июнь 2021 Введение Многие виды современного программного обеспечения, предназначенные для применения в медицине и здравоохранении, являются с нормативной точки …

08 Июл 2020

Основные метрики задач классификации в машинном обучении

В каждой задаче машинного обучения ставится вопрос оценки результатов моделей. Без введенных критериев, невозможно будет ни оценить “успешность” модели, ни …

14 Май 2018

Практические рекомендации к созданию искусственного интеллекта для здравоохранения

Статья написана в соавторстве с Михаилом Плиссом, заместителем директора по экспертно-аналитической работе Национального исследовательского университета Высшей школы экономики (ВШЭ). Введение …

Подпишитесь на нашу рассылку

Хотите получать интересную и полезную информацию о цифровом здравоохранении и искусственном интеллекте для медицины?
Включайтесь в нашу рассылку!

Мы рекомендуем

Стандартизованная отчетность в разработках систем искусственного интеллекта

Просмотров 1 928 1 неделя назад

Стандарты для создания систем искусственного интеллекта для здравоохранения

Просмотров 2 192 2 недели, 2 дня назад

Большие языковые модели (LLM) в здравоохранении

Просмотров 1 067 1 месяц, 4 недели назад

10 принципов FDA относительно регулирования ИИ в здравоохранении

Просмотров 563 2 месяца назад

Присоединяйтесь

Наши группы в соц сетях