26 октября 2017

Об оценке информатизации медицинских организаций

5 565

Гусев Александр,
Директор по развитию бизнеса

Как известно, в 2015 году группой экспертов были разработаны «Методические рекомендации по обеспечению функциональных возможностей» учрежденческих и региональных медицинских информационных систем (МИС МО и РМИС). Эта работа была проведена в порядке исполнения решений, принятых по результатам совещания Министра здравоохранения РФ В.И. Скворцовой с разработчиками различных медицинских информационных систем, которое прошло в январе 2015 г.

Еще в мае 2015 года, проводя первую коллегию Минздрава по вопросам информатизации, Министр обратила внимание на данные документы и рекомендовала регионам учесть их в своей работе.

В 2016 г. на «Портале оперативного взаимодействия участников ЕГИСЗ» были опубликованы официальные версии этих 2 нормативных документов:

  1. «Методические рекомендации по обеспечению функциональных возможностей медицинских информационных систем медицинских организаций (МИС МО)». Утверждены Министром здравоохранения РФ Скворцовой В.И. 01.02.2016 г., http://portal.egisz.rosminzdrav.ru/materials/351
  2. «Методические рекомендации по обеспечению функциональных возможностей региональных медицинских информационных систем (РМИС)». Утверждены Министром здравоохранения РФ Скворцовой В.И. 23.06.2016 г., http://portal.egisz.rosminzdrav.ru/materials/391


Уже на момент разработки и подготовке к утверждению этих документов в 2015 г. мы понимали, что просто издать эти методические рекомендации будет недостаточно. Они носили рекомендательный характер и поэтому сам по себе факт их утверждения и публикации не мог оказать прямого целевого воздействия на отрасль. Наивно было бы думать, что разработчики МИС или руководители МО ринуться со страшной скоростью выполнять доработки своих продуктов или наращивать уровень внедрения систем в лечебных учреждениях просто на основании того, что они были подписаны Министром и опубликованы на каком-то там портале. Эти документы скорее создавали нормативные предпосылки для внедрения ИТ в МО, но не могли объективно ускорить массовое внедрение информационных систем.

Тем не менее, требование применять МИС, соответствующие данным документам, было сразу учтено при создании «Дорожной карты развития ЕГИСЗ», проект которой был опубликован Минздравом еще в апреле 2015 г. Там, как известно, предусмотрен показатель №45, который звучит следующим образом «Региональная медицинская информационная система субъекта Российской Федерации соответствует утвержденным Министерством здравоохранения Российской Федерации требованиям». Ответственным за выполнение этого показателя является ОИВ каждого субъекта РФ, срок исполнения – 2016 г.

Рассматривая этот показатель, конечно резонно возникает вопрос о том, а кто и как собственно будет оценивать, соответствует ли применяемые в регионе МИС/РМИС утвержденным требованиям или нет? Обеспечен ли в регионе тот уровень информатизации, который может «вытянуть» применяемая система или нет? Если в регионе есть проблемы с информатизацией, то в чем их основная причина – в «недоразвитости» выбранного программного продукта, который не соответствует Минздравовским требованиям или в нежелании руководителей МО заниматься их внедрением?

Понимая, что достоверные ответы на эти вопросы можно получить только при условии прозрачной, непредвзятой и проверяемой методики оценки как уровня развития самих МИС МО, так и реально достигнутого уровня информации медицинской организации, возникла идея продолжить работу и на базе утвержденных Минздравом документов создать соответствующие механизмы такой оценки. В результате началась работа над созданием прототипов 2 методик:
1. Критериев оценки уровня развития МИС МО
2. Критериев оценки уровня внедрения МИС в медицинской организации

Смысл этой идеи и работы состоит в том, чтобы создать некую общую прозрачную для любых заинтересованных сторон процедуру для оценки как самих МИС на соответствие утвержденных Минздравом «Методических рекомендаций», так и процедуру оценки того уровня информатизации, который был достигнут в той или иной медицинской организации. Эти методики можно было бы затем использовать для объективного изучения результатов информатизации в конкретных организациях и регионах в целом для того, чтобы выявлять проблемные участки и организовывать работу по их исправлению.

Первые предварительные результаты этой работы были представлены на заседании профильной комиссии по внедрению современных информационных систем в здравоохранении, состоявшейся в ЦНИИОиЗ 29 июня 2016 г.

С этого времени группа товарищей планомерно и системно доработали методику оценки уровня информатизации медицинской организации. Эта работа вылилась в создание специальной анкеты по оценке уровня информатизации МО, состоящей из конкретных показателей, объединенных в функциональные сегменты. На основе этих показателей предложено формировать специальную интегральную оценку для медицинского учреждения в целом. В прошлом году эта анкета была представлена специалистам региональных МИАЦ восьми субъектов Российской Федерации, которые оценили положительно 90% показателей. Затем была проведена апробация методики в трех «пилотных» регионах.

Более детальная информация о текущем состоянии дел представлена в статье «Методика оценки уровня информатизации медицинской организации», которая была опубликован в 8м номере журнала «Менеджер здравоохранения», http://idmz.ru/jurnali/menedger-zdravoohranenija/2017/8

С любезного разрешения издательства и авторов публикую полнотекстовый вариант этой работы.

Пожалуйста, оцените эту статью
( 0 из 5,
оценили: 0)
Ваша оценка: Не ставилась

Подпишитесь на нашу рассылку

Хотите получать интересную и полезную информацию о цифровом здравоохранении и искусственном интеллекте для медицины?
Включайтесь в нашу рассылку!

Мы рекомендуем

Стандартизованная отчетность в разработках систем искусственного интеллекта

Просмотров 1 864 2 дня, 7 часов назад

Стандарты для создания систем искусственного интеллекта для здравоохранения

Просмотров 2 124 1 неделя, 4 дня назад

Большие языковые модели (LLM) в здравоохранении

Просмотров 982 1 месяц, 3 недели назад

10 принципов FDA относительно регулирования ИИ в здравоохранении

Просмотров 547 2 месяца назад

Присоединяйтесь

Наши группы в соц сетях