Указом Президента России №490 от 10.10.2019 была утверждена национальная стратегия развития искусственного интеллекта (ИИ) в Российской Федерации на период до 2030 г., направленная на то, чтобы Россия стала одной из стран-лидеров в области ИИ. Документом Правительству РФ было поручено:
- До 15.12.2019 внести в национальную программу "Цифровая экономика РФ", в том числе разработать и утвердить федеральный проект "Искусственный интеллект" (на июль 2020 г. поручение не было выполнено).
- Выделить в федеральных бюджетах 2020-2030 г. финансирование мероприятий, направленных на реализацию Указа.
Цель стратегии состоит в том, чтобы Россия вошла в группу мировых лидеров в области развития и внедрения технологий ИИ для того, чтобы побороться за будущих рынок, размер которого по прогнозам может составить 140 млрд. долл. США в 2024 г. В документе отмечено, что если у нас в стране будет недостаточный уровень развития и использования технологий ИИ, то это приведет к ее экономическому и технологическому отставанию.
Планировалось, что направленный на реализацию стратегии федеральный проект «Искусственный интеллект» будет иметь бюджет порядка 124 млрд. руб., выделенных в рамках национального проекта «Цифровая экономика». Однако из-за пандемии коронавируса окончательное принятие проекта было отложено, а на уровне Минэкономразвития весной 2020 г. началось обсуждение оптимизации затрат. Одним из мнений было в качестве приоритетного направления выбрать медицину и здравоохранение с преференциями в сторону производителей и упрощением доступа к обезличенным медицинским данным.
Мы внимательно изучили национальную стратегию развития искусственного интеллекта и сформулировали самые главные результаты, требования и задачи, стоящие перед здравоохранением для ее реализации.
Разработка и внедрение ИИ-продуктов в области здравоохранения должны быть в первую очередь направлены на следующие результаты:
№ | Результаты и возможные сценарии достижения | Ссылка |
1 | Повышение эффективности управления, в т.ч. процессов планирования, прогнозирования и принятия управленческих решений, а также внедрение превентивных мероприятий на основе подсказок ИИ-систем | Раздел III, п.21 а) и п.22 а) |
2 | Автоматизация рутинных операций, например облегчение работы медицинского персонала в части ведения ЭМК (распознавание речи и изображений, автозаполнение и контроль) и интерпретации медицинских данных (СППВР) | Раздел III, п.21 б) и п.22 а) |
3 | Использование робототехники, автономного интеллектуального оборудования и логистики | Раздел III, п.21 в) |
4 | Повышение безопасности медицинской деятельности, в т.ч. за счет прогнозной аналитики (например, прогнозирование эпидемий инфекционных заболеваний) | Раздел III, п.21 г) и п.22 а) |
5 | Повышение удовлетворенности медицинской помощью, в т.ч. за счет персонализированных приложений и интеграции ИИ-продуктов в различные решения для пациентов, например личные кабинеты, мобильные приложения и т.д. | Раздел III, п.21 д) и п. 22 в) |
6 | Повышение качества оказания медицинской помощи, в т.ч. улучшение профилактики, внедрение прогнозной аналитики возникновения и развития заболеваний, анализ изображений, подбор лекарственной терапии, сокращение угроз пандемий, повышение точности и безопасности хирургических операций | Раздел III, п.22 а) |
7 | Реализация целей и задач, определенных национальным проектом «Здравоохранение». Это означает, что разработка и применение ИИ-продуктов в первую очередь должны быть направлены на сокращение сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний и смертности от них, рост продолжительности жизни | Раздел III, п.22 а) Раздел III, п.19 е) и раздел IV п.20 |
При создании и внедрении ИИ-систем необходимо соблюсти ряд принципиальных требований, представленных в таблице ниже:
№ | Требование и возможные сценарии реализации | Ссылка |
1 | ИИ-продукты должны быть безопасными, в том числе иметь минимальный риск причинения вреда здоровью пациентам. Это значит, что должны быть внесены точечные изменения в нормативно-правовую базу, регулирующую надзорную деятельность в области здравоохранения (Росздравнадзор) с целью контроля безопасности и эффективности ИИ-решений | Раздел III, п.19 б) |
2 | ИИ-продукты должны быть понятными с точки зрения принятия решений. Необходимо обеспечить объяснение работы ИИ-продуктов, а также доступность информации о применяемых в них алгоритмах. Возможно, на уровне Минздрава или Минцифры для этого требования стоит разработать отдельный НПА или методические рекомендации к ИИ-продуктам и разработчикам | Раздел III, п.19 в) |
3 | Россия должна иметь технологический суверенитет, что означает преимущественное использование отечественных ИИ-продуктов. Представляется что было бы разумным внести ограничительный нормы на покупку и применение ИИ-продуктов в области здравоохранения иностранного производства, если аналоги таких решений есть у Российских компаний | Раздел III, п.19 г) |
4 | Целостность инновационного цикла. Иными словами, разработка ИИ-продуктов должна осуществляться в тесном сотрудничестве с Российскими научными организациями и коммерческими компаниями (реальный сектор экономики) | Раздел III, п.19 д) |
5 | Поддержка конкуренции. Недопустимо ограничивать конкуренцию между Российскими организациями в области ИИ. В первую очередь это означает, что необходимо создать равные условия для разработки и внедрения ИИ продуктов для стартапов (частных компаний) | Раздел III, п.19 ж) |
Анализ положений документа позволяет сделать ряд выводов о том, что конкретно должно быть предпринято для реализации национальной стратегии развития ИИ в здравоохранении на уровне федеральных органов исполнительной власти в сфере здравоохранения:
№ | Мероприятие (задача) | Ссылка |
1 | Совершенствование нормативного регулирования в части взаимодействия человека и искусственного интеллекта в здравоохранении, выработка этических норм. Сокращение избыточного регулирования. Создание правовых условий и упрощенных процедур тестирования и внедрения ИИ-продуктов | Раздел IV, п. 49, раздел II, п. 8, раздел IV п.49 в) |
2 | Разработка наборов данных, которые должны быть репрезентативными, релевантными и корректно размеченными. Они необходимы для применения машинного обучения и появления различных разработок и исследований (публикаций) в отрасли здравоохранения | Раздел II, п. 8 и раздел IV п.24 в), раздел IV п.37, раздел IV п.41 |
3 | Создание общедоступной платформы и инфраструктуры для сбора и разметки данных в сфере здравоохранения с приоритетным доступом к ним Российских организаций. Обеспечение благоприятных условий для доступа к обезличенным медицинским данным, собираемым государственными органами управления здравоохранением и медицинскими организациями, для целей научных исследований и разработки ИИ-продуктов | Раздел IV п.38 б), раздел IV п.41, раздел IV п.49 б) |
4 | Стимулирование спроса со стороны государственных медицинских организаций и органов управления здравоохранением на использование ИИ-продуктов. Приоритетным направлением является реализация национального проекта «Здравоохранения» с применением ИИ-продуктов | Раздел IV п.26 б), раздел IV п. 28, раздел I, п.4 б) и д) |
5 | Разработка единых стандартов, в том числе по вопросам совместимости, определения качества и эффективности ИИ-продуктов | Раздел IV п.34 г), раздел IV п.49 д) |
6 | Стимулирование привлечения инвестиций в научные исследования и разработку ИИ-продуктов и технологий путем реализации совместных проектов государства и инвесторов, включая предоставление целевой финансовой поддержки разработчикам | Раздел IV п.49 е) |
На уровне субъектов РФ реализация национальной стратегии развития искусственного интеллекта в сфере здравоохранения подразумевает следующие мероприятия:
№ | Мероприятие, задача | Ссылка |
1 | Внедрение ИИ-продуктов в работу региональных ОУЗ и стимулирование спроса на ИИ-решения со стороны медицинских организаций. Приоритетом их применения является достижение целей и задач нац.проекта «Здравоохранение». Необходимо обеспечивать рост числа МО, использующих ИИ для повышения эффективности своей работы | Раздел I, п.4 б), раздел IV п.26 б), раздел IV п. 28 |
2 | Обеспечение благоприятных условий для доступа к обезличенным медицинским данным, собираемым государственными органами управления здравоохранением и медицинскими организациями, для целей научных исследований и разработки ИИ-продуктов | Раздел IV п.49 б) |
3 | Организация эффективного взаимодействия разработчиков ИИ-продуктов и организаций, использующих эти решения | Раздел IV п.34 а) |
4 | Введение упрощенного режима реализации пилотных проектов в области ИИ. Регионам целесообразно всячески поддерживать запуск на своих территориях различных пилотных проектов с разработчиками ИИ-решений, анализировать и делиться их результатами, в том числе через научные публикации и СМИ. | Раздел IV п.34 а) |
На уровне разработчиков ИИ-продуктов государство также ожидает активную работу по ряду приоритетных направлений:
№ | Мероприятие, задача | Ссылка |
1 | Разработка и развитие ИИ-продуктов | Раздел IV п.24 б) |
2 | Повышение доступности и качества данных, необходимых для развития ИИ-технологий. Обсуждается идея стимулировать разработчиков делится созданными ими наборами данных, например с целью поддержки научных исследований | Раздел IV п.24 в) |
3 | Поддержка экспорта ИИ-продуктов, их продвижение на мировых рынках. Компании, которые покажут результаты в этом направлении, могут получить особый приоритет для внедрения и государственной поддержки | Раздел IV п.25 г) |
4 | Государственная регистрация результатов интеллектуальной деятельности (РИД), включая международные патенты | Раздел IV п.27 б) |
5 | Исследования и применение адаптивных (самообучающихся) алгоритмов. Одно из перспективных направлений и один из «шажочков» к «сильному ИИ». | Раздел IV п.30 в) |
6 | Организация эффективного взаимодействия с организациями, использующими ИИ-решения. Разработчикам следует изучать опыт применения своих продуктов и учитывать обратную связь от пользователей и заказчиков в планах развития своих решений | Раздел IV п.34 а) |
7 | Участие специалистов в области ИИ-технологий в Российских и международных конференциях и соревнованиях по этой теме | Раздел IV п.34 а) |