В настоящее время безусловно главным драйвером развития искусственного интеллекта является направление генеративного ИИ и больших моделей, включая большие языковые модели (LLM). Инвестиции в компании в этой сфере измеряются уже миллиардами долларов. Но что стоит за этим?
В прошлую пятницу Илон Маск (Elon Musk) подал судебный запрет, чтобы остановить переход OpenAI к коммерческой деятельности, попутно обвинив ее в организации «группового бойкота» относительно его собственной компании в сфере искусственного интеллекта, xAI. В свою очередь Сэм Альтман из OpenAI отговаривает инвесторов поддерживать детище Маска и призывает вкладываться исключительно в собственную компанию.
Казалось бы, такая уже открытая конфронтация должна отпугивать инвесторов или как минимум заставить задуматься – а что, собственно говоря, происходит, на рынке генеративного ИИ (GenAI)? Неужели действительно это настолько мощная технология, что ее развитие изменит весь наш привычный уклад и создаст новое поколение суперуспешных бизнесов и продуктов, из-за чего мы видим такое возбуждение как опиньен-лидеров отрасли, так и инвесторов? Из-за чего на самом деле сыр-бор?
Вот мне очень это интересно, поэтому решил поделится своими соображениями.
Первое, на что хочу обратить внимание: несмотря на все эти «теплые романтические отношения» между топ-менеджерами ИИ-гигантов, размеры инвестиций в крупнейшие ИИ-компании не просто не замедляются, а ровно наоборот – растут, фактически, по экспоненте. Больше того, сроки, необходимые для сбора миллиардных раундов, сокращаются в разы, что говорит о небывалой легкости поднятия инвест-раундов. Например, Маск запустил свою xAI в июле 2023 года и с тех пор компания привлекла уже порядка 11 млрд. долл. Для сравнения, чтобы получить такое же финансирование, Amazon Anthropic потребовалось 4 года, а той же OpenAI – 8 лет.
Глядя на эти графики – невольно напрашивается вывод о том, что такой размер инвестиций в рынок говорит об огромной экономической перспективе этих компаний. Логика такого предположения вполне понятна – чтобы «отбить» 11 млрд. долл. инвестиций, надо чтобы инвесторы заработали заметно больший чек, который в свою очередь должен быть получен из прибыли компаний, а та – соответственно из выручки.
И вот тут нас ждет очень противоречие. Текущая выручка ИИ-компаний никак не соответствует этому предположению, и что самое интересное – никаких убедительных фактов, которые бы говорили что это изменится в ближайшие годы – тоже нет. А это значит, что инвесторы вкладываются в OpenAI, xAI и иже с ними ну никак не из-за их финансовых результатов или хотя бы адекватных вложениям перспектив по будущей выручке и доходности. Очевидно, что причины тут абсолютно другие.
Для того, чтобы убедится в этом, достаточно взглянуть на соотношение выручки и стоимости ИИ-компаний и сравнить их с реальными секторами экономики. Например, толком еще ничего не создавшая, кроме чат-бота Grok, xAI стала на днях стоить 50 млрд долл. при годовой выручке менее 100 млн. долл. Сравним это, скажем, с мировым автогигантом Ford, который стоит «всего» 43 млрд. долл. при выручке 182 млрд. долл. Или другой пример - 2й крупнейший после Walmart американский ретейлер Kroger стоит те же 43 млрд. долл. при выручке в 150 млрд. и т.д. по списку.
Итак, если инвесторы вкладываются в генеративный ИИ не ради его финансового потенциала (которого не очень заметно) – то почему они туда вкладываются? Неужели крупнейшие инвестфонды и толстосумы настолько верят в ИИ и его светлое будущее, что делают свои вложения «из большой любви к искусству»?
Конечно, это совершенно не так. Перебрав нехитрый и довольно ограниченный и примитивный список их теоретически возможных мотивов, остается всего один единственный, но самый правдоподобный. Текущий раскрученный до умопомрачения уровень инвестиций в ИИ – это банально способ быстро срубить денег на раздутом хайпе. Стоимости GenAI-компаний растут так быстро и так сильно, что вложив сегодня условные 1000 долл. в их акции, через довольно короткое время можно получить в разы больше, быренько продав их на бирже и дальше радуясь жизни и не очень беспокоясь о том, что будет с этими компаниями и их мыльными пузырями капитализаций в будущем.
А отсюда следует еще один вывод – когда мы говорим о перспективности генеративного ИИ как будущей прорывной технологии и в качестве подтверждения этого тезиса приводим примеры огромных инвестиций в соответствующие компании и их капитализации, мы просто обманываем себя и, что самое плохое, обманываем тех, кто нас слушает. Все эти инвестиции не имеют к оценке перспективности ИИ никакого отношения от слова совсем. Они основаны на хищнической и агрессивной спекулятивной природе соответствующих инвесторов, которым по большому счету пофигу куда вкладываться – в ИИ, гонку вооружений или грабежи других рынков. То, что они сегодня вкладываются в ИИ – не говорит об ИИ почти ничего. Оно лишь говорит о том, что среди других спекулятивно раздутых направлений – темпы этого раздувания настолько соблазнительны, что можно закрыть глаза на отсутствие реального спроса, рентабельности и других объективных параметров.
Далее. Мы можем возразить – какая разница почему инвесторы вкладываются в GenAi, важно – что они это делают и их деньги, которые для многих не пахнут, создают новые открытия, новые архитектуры и т.д. И чем больше денег идет в гененативный ИИ, тем сильнее становится эта технология и тем больше шансов, что ее будущее действительно будет светлеть день ото дня.
В этом предположении тоже есть толика наивности. Дело в том, что львиная доля инвестиций в GenAI идет не на развитие собственно технологии, а на покупку железа, оплаты счетов за электричество и строительство ЦОДов. Вообщем, на вещи из вполне реального и материального секторов экономики. Современные большие генеративные модели требуют очень мощные специализированные центры обработки данных. Например, последний транш в размере 5 млрд. долл. xAI потратила на частичное покрытие затрат на покупку 100 тыс. чипов Nvidia. Так что вся эта истерия вокруг ИИ очень даже на руку «продавцам лопат» вроде производителей чипов, поставщиков электроэнергии и системным интеграторам в сфере строительства ЦОДов, а не только и не столько ученым, DS- или ML-инженерам и разработчикам.
Вывод из всего этого такой – да, генеративный ИИ сотворил в 2023 году настоящее чудо и вдохнул действительно новые надежды и новый уровень в способности имитировать когнитивные функции человека. Да, мы фактически преодолели тест Тьюринга и вышли на новый уровень возможностей. Они настолько впечатляющие, что даже теперь мы собираемся мерять способности ИИ тестом Возняка. Все это правда и поэтому заниматься этим направлением надо, создавать продукты и пытаться строить успешные и стабильные бизнесы на этой технологии безусловно следует. Вот только не надо ориентироваться на раздутые инвест-чеки и капитализации OpenAI и xAI как метрику потенциальной успешно – они не имеют к адекватной оценке ИИ почти никакого отношения.