Исследование Medscape показало, что пока применение искусственного интеллекта находится в начальном состоянии и еще добивается масштабного влияния на врачебную практику. Но все будет меняться очень быстро.
Искусственный интеллект, как новая технология в здравоохранении, сейчас пользуется большим спросом. По данным опроса Medscape только 20% врачей говорят, что ИИ изменит подход к практической медицине, но для внедрения ИИ в этой сфере предстоит сделать еще очень многое.
Согласно исследованию, проведенному среди 1500 врачей в Европе, Латинской Америке и США, большинство врачей обеспокоены или испытывают недоверие в отношении ИИ.
Врачи из США выразили наибольший скептицизм (49%), 35% врачей в Европе и 30% врачей в Латинской Америке высказали, что им неудобен ИИ.
Хотя число врачей, утверждающих, что ИИ меняет врачебную практику, выросло по сравнению с прошлогодним опросом, с 15% до 20%, результаты показывают, что применение ИИ масштабно еще не влияет на общую врачебную практику и находится на начальной стадии применения.
Стоит отметить, что политическая ситуация в секторе здравоохранения меняется постоянно, особенно в регулировании технологии и тенденциях, формирующих рынок.
По данным исследования, врачам более комфортно использовать инструменты на основе искусственного интеллекта в частной жизни — 50% американских врачей используют Google Home, Alexa или что-то подобное — но только 7% используют их в профессиональных целях. Что касается технологии голосового управления, то 75% врачей по какой-либо причине её не используют.
Только 19% врачей заявили, что им было бы комфортно использовать голосовые технологии во время консультации пациента, и почти каждый третий врач считает, что их роль может быть поставлена под угрозу применением программного обеспечения на основе ИИ.
Тем не менее технология ИИ врачам интересна. 70% опрошенных врачей отметили, что применение ИИ позволяет им принимать более точные решения.
Если ИИ позволит лучше людей выполнять некоторые диагностические задачи, две трети врачей, вероятно, будут использовать его в будущем. 68% считают, что программное обеспечение на основе ИИ позволит им уделять больше времени другим важным задачам. Менее половины (44%) считают, что ИИ лучше решает диагностические задачи.
Врачи выразили заинтересованность в использовании ИИ для поиска информации о лекарствах (54%), проверки взаимодействия лекарственных средств (53%) и поиска рекомендаций по лечению (52%).
Несмотря на наличие цифровых инструментов для общения с пациентами, таких как онлайн-бронирование, видео-чат и обмен текстовыми сообщениями или изображениями, врачи редко используют эти инструменты, согласно опросу. Только четверть американских врачей используют онлайн-бронирование приема, а у врачей Латинской Америке и Европы этот показатель еще ниже.
Около 2% врачей во всех обследованных странах используют видеочат для общения с пациентами. 23% американских врачей общаются с пациентами через текстовые сообщения или изображения по сравнению с 12% европейскими и 7% латиноамериканскими врачами.
Одним из исключений является то, что 63% латиноамериканских врачей используют WhatsApp для общения с пациентами.
Опрос указывает на необходимость того, чтобы разработчики программного обеспечения ИИ выяснили, как эти цифровые инструменты могут быть использоваться на практике для улучшения рабочего процесса врача и решения повседневных задач.
Результаты обследования показали, что врачебное сообщество обеспокоено тем, как будет обрабатываться конфиденциальная информация о пациентах, а также возможная необъективность.
Особое недоверие врачи испытывают к программному обеспечению на основе ИИ, которое предлагается фармацевтическими компаниями.
Врачи больше склоняются к использованию системы поддержки принятия клинических решений управляемой голосом, предлагаемой государственными учреждениями (48%), больничной системой (47%) или независимым поставщиком медицинской информации (46%), по сравнению с системой, предлагаемой технологическими компаниями (31%).
Один из пяти будет использовать систему клинической поддержки принятия решений, управляемую голосом, которая была предложена фармацевтической компанией, при этом 63% из них сослались на опасения по поводу необъективности и обращению к конфиденциальной личной информацией.
В целом, врачи испытывают больше доверия к независимым технологическим стартапам, поддерживаемым венчурными компаниями, которые обеспечивают конфиденциальность данных, чем к технологическим стартапам, принадлежащим или поддерживаемым инвестициями фармацевтических компаний.
Врачи в Латинской Америке продемонстрировали наибольшее доверие к независимым технологическим стартапам (61%) по сравнению с стартапами, поддерживаемыми фармацевтами (35%). Американские врачи более скептически относительными к тому, что любой тип стартапа способен обрабатывать конфиденциальные персональные данные — 31% американских врачей доверяют независимым стартапам, поддерживаемым венчурными технологиями, и только 19% доверяют технологическим стартапам, поддерживаемым фармацевтами.
Чтобы новые технологии искусственного интеллекта действительно приносили дополнительную пользу врачам поставщикам технологий и компаниям, необходимо сначала в основу продуктов заложить пользовательский опыт, отмечается в докладе. Кроме того, технологическим компаниям следует разрабатывать приложения, которые действительно помогут улучшить рабочий процесс на практике, а именно взаимодействие между врачом и пациентом для улучшения качества оказания медицинской помощи.